Особенности и виды задвижек для пневмотранспорта
Чугунная или стальная задвижка – это запорный арматурный элемент пневмотранспортной установки. От качества, надежности и прочности этой детали зависит долговечность и работоспособность всей системы. Существует много разновидностей таких задвижек. Они имеют разную конструкцию, поскольку рассчитаны на эксплуатацию в различных средах. В большинстве случаев необходимость установки арматуры определенного вида обговаривается уже на этапе проектирования пневмотранспорта. Ведь от правильного выбора изделия зависит надёжность и безопасность всех конструкций.
Конструкция и схема задвижки
Шиберная задвижка имеет достаточно простую конструкцию. Ее основой является литой или сварной корпус, в полости которого удерживается часть рабочей среды. Он оснащен специальными входным и выходным патрубками. Конструкция патрубков позволяет присоединять к их концам фланцы, цапковые или штуцерные соединения и муфты. В некоторых случаях патрубки используют под приварку.
При изготовлении корпусов пневмотранспортных задвижек используется чугун, сталь всевозможных марок и цветные металлы. Для дополнительной защиты от коррозии корпусные элементы покрывают эпоксидным покрытием. Внутри корпуса детали находится затвор, который состоит из подвижных и неподвижных элементов. Эти элементы образуют максимально плотное соединение всех конструктивных деталей, которое препятствует возможному протеканию рабочих сред. Подвижная часть запорного элемента может быть выполнена в форме клина, диска или прямоугольника.
Помимо корпуса и запорного узла задвижка состоит из седел, штока, механизма управления и сальникового узла. Сальниковый узел и седла в арматурной детали выполняют направляющую функцию и обеспечивают полную герметичность затвора. Шток заслонки находится в верхней части корпуса и отвечает за перемещение заслонки. Механизм управления отвечает за функционирование всей задвижки. В качестве управляющих элементов в конструкции могут быть представлены винты, рычаги и рукояти.
Уплотнение задвижки в корпусе обеспечивается эластомерными материалами (EPDM, нитрил, PTFE, витон, силикон) в опорном кольце из нержавейки. Также этот узел может быть сделан полностью их металла. Сальниковая набивка состоит из кольца EPDM и плетенных волокон, которые состоят из:
- промасленного хлопка;
- синтетическое материалов с поверхностью из ПТФЭ;
- ПТФЭ;
- графита;
- керамического волокна и т.д.
К каждой пневмотранспортной заслонке прилагается инструкция по ремонту и техническому обслуживанию. Обычно производители задвижек составляют эту инструкцию максимально подробно, описывая все возможные поломки и сложные ситуации, чтобы упростить ТО и ремонт. Простая и быстрая процедура по ремонтированию отдельных элементов конструкции, как правило, выполняется без использования узкопрофессионального инструмента. Это позволяет снижать общие расходы предприятия на арматуру, ведь для ее ремонта не требуется приглашать сторонних специалистов. Со всеми необходимыми ремонтными и обслуживающими работами может справиться оператор оборудования пневмотранспорта.
Особенности функционирования задвижек
Принцип работы задвижек базируется на перпендикулярном перемещении регулирующей или запирающей детали относительно оси рабочего потока вещества, находящегося в системе. Упрощенно он заключается в перекрывании рабочего потока за счет изменения характеристик проходного сечения в установках из труб диаметром 50-2000 мм. При этом они должны функционировать при давлении от 4-200 кгс/см2 и температуре рабочей среды менее 570 ºС. В момент перекрытия прохода повышается давление рабочей среды, которое воздействует на затворный узел. Сила этого воздействия передаётся на уплотнительные плоскости затвора и седел.
Задвижки из чугуна используются и для запирания, и для регулирования расхода материала, который движется на достаточно большой скорости. Стальные конструкции применяются только для отсекания потока, поскольку они могут находиться исключительно в крайних положениях «открыто» и «закрыто». Однако и стальные, и чугунные конструкции могут применяться на производственных предприятиях, в канализационных сетях, в системах подземного жизнеобеспечения, в горнодобывающей индустрии и т.д. Применение инновационных материалов и высокотехнологичная обработка деталей специальными предохранительными покрытиями дает возможность использовать заслонки при перекачке агрессивных сред. При использовании арматуры в агрессивных средах с повышенной вязкостью запоры дополнительно оборудуются кольцами диафрагмы или дефлектора.
Механизм работы элементов задвижки
Пневмотранспортные задвижки имеют стандартный механизм работы заслонки. В открытом положении затвор детали стоит в верхней или боковой полости. При этом проходное отверстие корпуса без проблем пропускает все потоки материалов. При движении штока заслонка аккуратно опускается, за счет чего уменьшается пропускная способность всего рабочего узла. В закрытом положении затвор полностью и герметично перекрывает трубу. При этом точный механизм работы заслонки может слегка видоизменяться в зависимости от особенностей всей конструкции и характеристик транспортируемых веществ.
Способы управления
Привод задвижки может быть любым: электрическим, пневматическим и ручным. При ручном способе регулирования запор управляется с помощью рычага или рукоятки. Такая арматура, как правило, устанавливается на трубопроводах с жидкими и газообразными средами без включения твердых потоков. Электрические приводы запорных элементов могут регулировать положения задвижки без прямого физического воздействия человека. Электроприводные заслонки используются на крупных предприятиях для регулирования вязких и сыпучих сред с крупными включениями. Затвор с пневмоприводом имеет наиболее сложное строение. Он позволяет обеспечить наибольшую герметичность трубопровода, а потому монтируется в системах с удаленной регулировкой, частое техническое обслуживание которых затруднено из-за их расположения. Пневматические приводы неприхотливы к условиям работы и при этом долговечны. Именно поэтому они пользуются большой популярностью на рынке, хотя и недешево стоят.
При монтаже любых приводных систем следует придерживаться общих рекомендаций и правил техники безопасности. Установкой привода должны заниматься только квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование и опыт работы. Устанавливать все оборудование следует таким, чтобы вокруг него было достаточно свободного пространства для технического обслуживания и ремонта привода.
Виды задвижек для пневмотранспортных систем
Существует много способов для классификации задвижек, но чаще всего эти агрегаты разделяют по типу запорно-регулирующего элемента. Он может быть выполнен в виде ножа или клина. В зависимости от типа затвора задвижки называются ножевыми или клиновидными. Каждый тип запорной арматуры имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе деталей.
Клиновидные задвижки содержат в своем корпусе 2 седла под углом. Внешне они напоминают клин. При закрытии клин герметично перекрывает рабочий поток. Существует 3 основных вида затворов такого плана:
- жесткий, выполненный в виде цельной металлической пластины с переменной толщиной;
- двухдисковый, который образуется двумя гладкими жестко зафиксированными дисками;
- упругий, в котором диски закреплены упруго, а соединительный элемент может менять форму, подстраиваясь под нужный угол.
Ножевая задвижка имеет несколько иное строение. В ее конструкции имеется 2 седла, которые расположены строго перпендикулярно проходного отверстия корпуса. В качестве затвор задвижки используется небольшая тонкая пластина. При перекрывании среды поток просто отсекается ножевой заслонкой по режущему принципу. Такие конструкции подразделяются на одноножевые и двухножевые.
Пневмотранспортная задвижка: купить и не ошибиться
При покупке задвижек для пневмотранспортных систем следует учитывать ряд параметров как самой установки, так и всего предприятия. Благодаря скрупулезному подбору деталей удастся сконструировать надежный и долговечный пневмотранспорт. При выборе пневмотранспортной запорной арматуры стоит учитывать свойства материала, из которого выполнены изделия, габариты задвижек и наличие дополнительного функционала. Также эксперты рекомендуют учитывать стоимость продукции. Слишком дорогие задвижки могут негативным образом сказаться на окупаемости пневмотранспорта, а слишком дешевые – способны привести к его быстрой поломке. Лучше выбирать арматуру средней ценовой категории, но при этом новую. Задвижки б/у имеют сниженный ресурс и не отличаются нужной герметичностью. Помимо характеристик самой арматуры эксперты рекомендуют учитывать показатели транспортируемых потоков рабочих сред, характеристики трубопроводов, общие проходные параметры системы, а также условия окружающей среды там, где устанавливается пневмотранспорт.
Преимущества использования задвижек на пневмотранспорте
К основным достоинствам использования задвижек в качестве запирающей арматуры в пневмотранспортных системах можно отнести надежность, возможность самоочищения, простоту монтажа и долговечность. Плюс ко всему задвижки выполняют свою работу максимально бесшумно, при их функционировании не появляются отстойные зоны в системе, и при этом они очень герметичны. Запорные элементы универсальны. Их можно устанавливать в самых разнообразных трубопроводных комплексах вне зависимости от характеристик транспортируемого вещества. Применение правильно подобранной пневмотранспортной задвижки обеспечивает изоляцию транспортируемой среды, минимальное гидравлическое сопротивление и полное исключение внешнего засорения.
Где можно купить шиберные задвижки с электроприводом, ручным приводом или пневмоприводом в Москве и Московской области
На официальном сайте PT-Systems можно купить новые задвижки для пневмотранспорта. Компания много лет работает на рынке столичного региона и предлагает своим клиентам различную трубопроводную арматуру. Все изделия фирмы заведены в интерактивный каталог, и само оформление заказа может происходить в дистанционном режиме: для этого заказчикам нужно только ознакомиться с описанием оборудования и оставить онлайн заявку.
Источник https://pt-systems.ru/document/osobennosti-i-vidy-zadvizhek-dlya-pnevmotransporta