Ivalt.ru

И-Вольт
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выключатель массы постоянного тока

Выключатель массы постоянного тока

В [1] было помещено описание электронного выключателя «массы» для аккумулятора автомобиля. Однако, на мой взгляд, главный недостаток этого выключателя в том, что им нельзя воспользоваться, если в бортовой сети возникает короткое замыкание. Кроме того, в выключателе «массы» нет индикатора включения. А ведь это часто бывает необходимо.

Я предлагаю свою схему электронного выключателя «массы» (ВМ). Включение и выключение устройства осуществляется двумя кнопками. Упрощенная схема ВМ приведена на рис.1, а полная — на рис.2. В него введен

фильтр высоковольтных помех, возникающих в результате работы генератора и зажигания. Собран фильтр на элементах С1, С2 и VD1. Конденсаторы С1 и С2 гасят пульсации напряжения выпрямителя генератора, а стабилитрон VD1 (с напряжением стабилизации 18 В) устраняет скачки напряжения, возникающие в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания, а также электродвигателей. ВМ имеет два гнезда для подключения дистанционного управления на ИК-лучах и сигнализации, срабатывающей от всевозможных датчиков (дверных выключателей, датчика качания и др.).

Конденсаторы СЗ. С5 — искрогаси-тельные. Они предназначены для устранения искрения контактов реле и кнопочных выключателей. Диод VD3 также предназначен для устранения искрения контактов кнопки SB2, появляющегося в результате ЭДС самоиндукции обмотки реле К1.

На элементах VD2 и VS1 собрана силовая часть устройства. Через диод VD2 протекает ток заряда АБ, а через тиристор VS1 — ток разряда.

Основные параметры ВМ (при использовании радиоэлементов, указанных на схеме):

Рабочее напряжение:
— максимальное, В. 16,6
— минимальное, В. 10,5
Потребляемый ток (собственный)
— во включенном состоянии, А. 0,12
— в выключенном состоянии, мА. 15
Обратный ток, мА, не более. 15
Прямой, максимально допустимый ток:
— зарядный, А. 80
-разрядный, А. 160
Падение напряжения на схеме (между выводом + АБ и «массой»), В, не более. 0,25
Максимально допустимое импульсное напряжение, В. 200

Рассмотрим работу устройства.

При замыкании контактов кнопки SB1 срабатывает реле К1 и самоблокируется своими контактами К1.2. Одновременно замыкаются контакты К1.1, которые вызывают открывание тирис-тора VS2. Он, в свою очередь, включает тиристор VS1. Тиристор VS1 подключает к корпусу автомобиля аккумулятор, что вызывает зажигание светодиода HL1.

При нажатии кнопки SB2 прерывается ток через обмотку реле К1, и его контакты размыкаются. Одновременно замыкаются аноды и катоды тиристоров, что вызывает их принудительное

закрывание. В налаживании устройство фактически не нуждается. Но возможна ситуация, когда «масса» автомобиля не будет выключаться. Тогда придется уменьшить сопротивление резистора R2 до 6 Ом, а возможно, поменять местами группы контактов кнопки SB2.

К деталям устройство не критично. Вместо тиристора VS1 можно применить любой мощный тиристор, рассчитанный на максимальный прямой ток не менее 160 А и обратное напряжение не менее 200 В. В качестве VD2 подойдет любой диод на ток не менее 35 А и иобр>200 В. Кроме того, необходимо, чтобы у диода катод был соединен с корпусом. Диоды VD3, VD4 можно заменить на Д226А (Б, В, Г) Стабилитрон Д817Д — на любой другой с UCT=14. 20 В и 1СТмак^400 мА- Резистор R2 должен быть проволочным, а R3 — рассчитанным на мощность рассеяния 1. 2 Вт.

В качестве реле К1 подойдет любое реле, имеющее четыре группы переключающих контактов, напряжение срабатывания 9. 11 В и удерживающее контакты при падении напряжения до 5. 6 В.

Следует отметить, что при установке устройства на автомобиль значительно улучшается качество радиоприема, особенно стерео в диапазонах FM и УКВ. Примерные осциллограммы напряжения в бортсети автомобиля до

и после установки ВМ приведены на рис.3 и 4 соответственно. При установке вместо кнопки SB1 геркона с нормально разомкнутыми контактами, ВМ можно использовать как противоугонное устройство, и включать массу при помощи постоянного магнита, поднесенного в нужное место. Следует учесть, что нажимать кнопку SB2 при выключении устройства необходимо кратковременно, так как резистор R2 разогревается.

Целесообразно (в легковых автомобилях) скомпоновать устройство в двух корпусах — в одном, устанавливаемом возле АБ под капотом, размещается силовая часть устройства и фильтр помех (элементы VS1, VD2, С1, С2, VD1, VS2), в другом, устанавливаемом в салоне автомобиля — все остальное.

Силовые элементы устройства VD1, VD2, VS1, VS2, особенно VS1 и VD2, необходимо размещать вдали от нагревающихся деталей автомобиля, на собственных радиаторах из алюминия или дюраля. Компоновочный чертеж силового блока ВМ приведен на рис.5, а вид передней панели «салонного» блока — на рис.6.

Устройство было установлено на моем автомобиле три года назад, и до сих пор с ним не было никаких проблем, следует лишь следить за тем, чтобы силовые элементы не перегревались.

При использовании в качестве реле К1 РЭС-22 (паспорт РФ500.131) появляется дополнительное удобство при эксплуатации автомобиля. Так, например, при понижении напряжения на клеммах АБ до 10,5 В «масса» автомобиля перестает включаться, что защищает АБ от глубокого разряда.

Вместо светодиодного индикатора (HL1) можно использовать электронный цифровой вольтметр.

1. Моделист-конструктор, 1985, N10.
2. Радиолюбитель, 1999, N8.
3. Радиолюбитель, 1997, N11.

Выключатели массы автомобильные

Выключатель массы дистанционный ПАЗ 12В, 50А Ст. Оскол

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

СОАТЭ Выключатель массы дистанционный ПАЗ 12В.

Выключатель массы 1300.3737 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 1300.3737

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы ВК-318Б СОАТЭ ВК318Б У-ХЛ

Рабочее напряжение до 48 В Ток пуска 700 А Допустимая нагрузка 300 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы-ключ 4 положения ON-OFF 300.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы Урал, Днепр, К750, M72

1100-3704000-001) в наличии

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Кнопка выключения массы 12 вольт 00011-00-370.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы СОАТЭ ВК318Б У-ХЛ

Материал: цинк, Тип крепежа: болт, Тип: клемма, Количество предметов в наборе: 1, Тип аккумулятора (клеммы): Euro-Type 1, Полярность (клеммы): отрицательная

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Клемма АКБ с выключателем массы Стартвольт Sb.

Выключатель массы ВК 318 Г-3308,66 , УАЗ ПАЗ (поворотный)

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Реллинг Выключатель массы ВК 318 Г-3308,66 .

Пусковой ток: 700 А Рабочая нагрузка: 300 А Напряжение: 12/48 В Размеры: 69х69х75 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-ON» (1 АКБ).

ВК-3185-Выключатель массы кнопка ЗИЛ-130 50А СОАТЭ по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

ВК-3185-Выключатель массы кнопка ЗИЛ-130 50А.

Материал пластмасса Напряжение, В 12 Цвет черный

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Рабочее напряжение до 32 В Ток пуска 300 А Допустимая нагрузка 175 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы, 6-32 В, 175 А, черный

Рабочая нагрузка: 100 А Напряжение: 12 В

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы-ключ «OFF-ON» (1.

Провод массы АКБ 3302 Газель (дв. 406) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ 3302 Газель (дв. 406)

В пластиковом корпусе, рассчитанный на ток до 500 ампер. Предотвращает разряд аккумуляторов через возможные паразитные электрические цепи во время долгой стоянки судна. Может использоваться для аварийного обесточивания бортовой сети. Поставляется также в варианте с рези.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Комплект главного выключателя АКБ (выключатель массы) с защитой степени IP65 (полная защита от пыли и защита от сильных струй воды с любого направления) и взрывобезопасностью Ex

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Главный выключатель АКБ (выключатель массы) I.

Выключатель массы в пластиковом корпусе, рассчитанный на ток до 500 ампер. Предотвращает разряд аккумуляторов через возможные паразитные электрические цепи во время долгой стоянки судна. Может использоваться для аварийного обесточивания бортовой сети. Поставляется также.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 10098

Рабочая нагрузка: 100 А Напряжение: 12 В

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Читать еще:  Выключатель подогрева сидений 2123

Выключатель массы-ключ «OFF-ON» (1.

Выключатель массы «OFF-ON» (1 АКБ) 300А по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-ON» (1 АКБ).

Провод массы АКБ 1118 Калина 1118-3724080 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ 1118 Калина 1118-3724080

Пусковой ток: 300 А Рабочая нагрузка: 150 А Напряжение: 12/32 В Размеры: 150х150х65 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

В магазине Мировые моторы вы можете купить Выключатель массы LW12, LW15 по выгодной цене. В ассортименте нашего магазина представлены только качественные товары ведущих мировых производителей. Оптовые цены, постоянно пополняющийся ассортимент и индивидуальный подход к к.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы LW12, LW15

Провод массы АКБ 2110-2112 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ 2110-2112

Пусковой ток: 300 А Рабочая нагрузка: 175 А Напряжение: 12/32 В Размеры: 160х95х110 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Монтажный комплект сертифицированного выключателя массы согласно требованиям ДОПОГ. Сертификат соответствия IP65 — EX

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы АКБ 24 В

Рабочее напряжение до 48 В Ток номинальный 350 А Ток максимальный 600 А Ток максимальный, кратковременный 1200 А Серия e-Series

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «ON-OFF» (1 АКБ).

Плюса redBTR 250А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 2101 Самара (винтовой)

Выключатель массы 24 Вольта, 500 Ампер

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 24 Вольта, 500 Ампер Alsa 0.

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2 АКБ), 175 А, черный по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

В пластиковом корпусе, рассчитанный на ток до 500 ампер. Предотвращает разряд аккумуляторов через возможные паразитные электрические цепи во время долгой стоянки судна. Может использоваться для аварийного обесточивания бортовой сети. Поставляется также в варианте с рези.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы Compact . Сверхкомпактная модель для установки на приборной доске или переборке. Положения: OFF-ON-OUT (последнее положение позволяет снимать ручку в качестве противоугонной меры)

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы OFF-ON-OUT 14.385.20

1407.3737) в наличии

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 24в

Провод АКБ «+-» кт. Г-3302-3221 402 дв. с выключателем массы

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провода И клеммы Провод АКБ «+-» кт.

Рабочее напряжение до 32 В Ток пуска 300 А Допустимая нагрузка 175 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы, 6-32 В, 175 А

Выключатель массы, имеет пластиковую заглушку по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы, имеет пластиковую заглушку

Выключатель массы (тумблер) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы (тумблер)

Рабочее напряжение 12-24 В Допустимая нагрузка 300 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы (ключ) с защитным колпачком

Компактный выключатель «массы» аккумуляторных батарей. Максимальное напряжение: 48 В. Максимальный продолжительный ток: 275 А. Максимальный ток при циклической нагрузке: 1250 А. Размеры: 68x68x75 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ 3302 Газель (дв. 402) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ 3302 Газель (дв. 402)

В белом пластиковом корпусе. Максимально допустимое напряжение: 50 В. Ток при длительной нагрузке: 275 А. Ток кратковременной нагрузки: 1250 А. Страна-производитель: Китай

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы (Ключ) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы (Ключ)

Выключатель массы дистанционный 1402 (24В) 50А КАМАЗ Ст. Оскол

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

СОАТЭ Выключатель массы дистанционный 1402 (2.

Сила тока до 300 А. Съемный ключ. Пластиковая заглушка

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы с заглушкой

Выключатель сигнала торможения ВАЗ-1118 (25.3720) ЭМИ по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель сигнала торможения ВАЗ-1118 (25.3.

Клемма аккумуляторная с зажимом «-» (с выключателем массы) C19729C по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Клемма аккумуляторная с зажимом «-«.

Выключатель массы во врезаемом пластиковом коробе с крышкой. Извлекаемый ключ. Максимально допустимое напряжение: 50 В. Ток при длительной нагрузке: 275 А. Ток кратковременной нагрузки: 1250 А. Страна-производитель: Китай

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы в коробе в белом корпусе

Пусковой ток: 500 А Рабочая нагрузка: 300 А Напряжение: 12/32 В

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-ON» (1 АКБ).

Производитель: Диана Толщина зажимаемой заготовки: 8 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Клемма массы 8мм

Рабочее напряжение до 48 В Ток пуска 700 А Допустимая нагрузка 300 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «ON-OFF-ON-OFF» (.

Провод массы АКБ старого образца 2101-21099 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Провод массы АКБ старого образца 2101-21099

Клавишные выключатели в брызгозащитном исполнении (IP56). Снабжены двумя светодиодными индикаторами (один горит постоянно, подсвечивая клавишу, второй загорается при перемещении клавиши в положение «включено»). Представлены в трех вариантах исполнения (двухпозиционные.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель без клавиши 12/24 В, вкл/выкл, во.

Отсек для выключателя массы по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Отсек для выключателя массы

Пусковой ток: 600 А Рабочая нагрузка: 350 А Напряжение: до 32 В Размеры: 98х98х79 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Выключатель массы в пластиковом корпусе, рассчитанный на ток до 500 ампер. Предотвращает разряд аккумуляторов через возможные паразитные электрические цепи во время долгой стоянки судна. Может использоваться для аварийного обесточивания бортовой сети. Поставляется также.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы с брызгозащитной крышкой

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

KALETA Переключатель 16-12

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Отсек для выключателя массы

В пластиковом корпусе. Предотвращает разряд аккумуляторов через возможные паразитные электрические цепи во время долгой стоянки судна. Может использоваться для аварийного обесточивания бортовой сети. Отлично сочетается с коробом «Fantasy mini». Ток при длительной нагруз.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы квадроцикла универсальный SM100 SM100 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы квадроцикла универсальный S.

Рабочее напряжение до 32 В Ток номинальный 300 А Ток максимальный 500 А Ток максимальный, кратковременный 900 А Серия m-Series

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Выключатель фара заднего хода — легковой автомобиль — 12v behr-hella 6ZF007673001 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель фара заднего хода — легковой авто.

Выключатель Kimoto для бензиновых двигателей общего назначения одинарный по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель Kimoto для бензиновых двигателей.

Рабочее напряжение до 48 В Ток пуска 700 А Допустимая нагрузка 300 А

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы 4 положения ON-OFF 300А 12-.

Выключатель кнопочный управления жалюзи Gira System 55 10A 250V 015800 по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель кнопочный управления жалюзи Gira.

Пусковой ток: 500 А Рабочая нагрузка: 310 А Напряжение: 12/36 В Размеры: 160х160х70 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «ON-OFF» (1 АКБ).

Пусковой ток: 700 А Рабочая нагрузка: 300 А Напряжение: 12/48 В Размеры: 69х69х75 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Пусковой ток: 500 А Рабочая нагрузка: 310 А Напряжение: 12/36 В Размеры: 160х160х70 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Читать еще:  Выключатель legrand valena устройство

Напряжение, В 12 Положение нефикс. Тип вкл/выкл/вкл Ток, А 20

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Переключатель вкл мом-выкл-вкл

Пусковой ток: 500 А Рабочая нагрузка: 310 А Напряжение: 12/36 В Размеры: 160х160х70 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Пусковой ток: 700 А Рабочая нагрузка: 300 А Напряжение: 12/48 В Размеры: 69х69х75 мм

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Выключатель массы «OFF-1-BOTH-2» (2.

Пусковой ток: 450 А Рабочая нагрузка: 300 А Напряжение: 12/32 В

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Чтобы машина не сгорела: как отключить массу, не мешая работать штатному электрооборудованию

Внезапное возгорание автомобиля – история, к счастью, не слишком частая, но при этом достаточно распространенная, чтобы вызывать у многих водителей серьезные фобии.

Особенно у тех, кто хоть раз в жизни видел полыхающую машину или её черный «скелет» на обочине. Многие считают, что спастись от подобного поможет только выключатель массы. Они правы, но неудобства от выключателя часто превосходят его пользу. Впрочем, как минимум один правильный вариант установки выключателя есть.

Причиной возгорания автомобиля в движении служит утечка топлива, воспламенение предметов, попавших на раскаленную систему выпуска, или замыкание электропроводки. В пожаре, охватившем стоящий без вмешательств извне автомобиль, в 99% случаев виновато электричество. Других причин просто нет: выпуск – холодный, а топливо, сочащееся или даже капающее, практически никогда не воспламеняется само по себе. Беспокойство по поводу такого возгорания снимается при помощи выключателя массы, обесточивающего бортсеть целиком и полностью. Спасет простой механический ручной «рубильник» за две-три сотни рублей, популярное в тусовке джиперов недешевое «мерседесовское реле» Грюнер-750 или любой иной вариант.

Вот только минусов у выключателя массы не меньше, чем плюсов (извините за каламбур).

На относительно современной машине штатная электроника не любит отключения питания, теряя настройки, адаптации и память. Вдобавок многим блокам требуются порой десятки минут на корректное «засыпание», а приплясывать возле открытого капота, выжидая, пока все электронные процессы корректно завершатся, чтобы затем вырубить массу — безумие. Тем более, что визуально это завершение и не определить.

Полно и иных неудобств. С отключенным аккумулятором не поставишь машину на сигнализацию, не откроешь потом с брелока двери, без питания становятся бесполезны системы комфорта типа открывания багажника ногой, доводчиков стекол и многого другого. Однако есть способ, который поможет и защититься от пожара, и не обесточить электронику.

Звучит подобное странно и взаимоисключающе… Но один из наших читателей, Александр Цаплин, поделился с сообществом «Колес» собственной оригинальной и очень простой разработкой. Подходит этот способ владельцам неновых машин, которые разбираются в элементарной электрике и знают, с какого конца браться за паяльник.

Итак, первое, что мы делаем — устанавливаем-таки выключатель массы. Самым обычным образом, как это делают всегда – отключая от кузова провод, идущий с минусовой клеммы аккумулятора, и подключая его обратно уже через мощный «рубильник». Выключатель массы используем любого типа, какой нравится – ручной размыкатель с рукояткой или ключом, электрически управляемый контактор от грузовика, специализированное реле или что-то другое.

Теперь нам нужно приобрести несколько метров провода сечением около 2,5 мм2, соответствующее количество тоненькой защитной гофры для проводов, два обычных пятиконтактных автомобильных реле и автомобильные клеммы. Из всего этого мы соберем, согласно нижеприведенной схеме, простейшую дополнительную проводку, идущую от аккумулятора к штатным лампам дальнего света в фарах.

Находим плюсовые провода, по которым +12 приходит к лампам фар при включении дальнего света – к правой и к левой. Эти два провода разрезаем рядом с фарами и в разрыв каждого пайкой, обжимкой или в крайнем случае качественной скруткой подключаем контакты и обмотки реле К1 и К2. Также эта дополнительная цепь подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи согласно схеме.

Защита от короткого замыкания в электропроводке автомобиля готова. Рассмотрим работу этой схемы в разных режимах.

Когда выключатель массы замкнут, батарея подключена к кузову и двигателю штатно. Тут никаких нюансов нет – все работает как обычно.

Когда при замкнутом выключателе массы (запущен двигатель или нет – неважно) мы нажимаем на подрулевой переключатель, включающий дальний свет, срабатывают наши дополнительные реле, и дальний свет загорается – тут, опять же, для водителя нет никаких изменений и нюансов в сравнении со штатным вариантом.

Теперь мы покидаем автомобиль, оставляя его на парковке или в гараже, и хотим защитить его от возможных возгораний. Открываем капот, отключаем массу поворотом ручки, но минус на кузове… не исчезает!

Снова смотрим на схему. Теперь минус батареи оказывается поданным на кузов нашей отдельной проводкой через нормально замкнутые контакты двух реле и через запараллеленные нити ламп дальнего света. Сопротивление одной холодной нити накала среднестатистической лампы головного света – около 2,5 Ом. Две параллельно, как в этой схеме – около 1,2 Ома. Это ничтожное сопротивление в минусовой цепи, и почти вся штатная и нештатная электроника и электрика, включенная постоянно (в обход ключа зажигания) его просто не замечает. Для нее отключения от питания по минусовому проводу после размыкания выключателя массы просто не происходит.

Масса отрублена, но нужные нам потребители продолжают получать напряжение питания и функционировать – это разные блоки штатной электроники, которые долго «засыпают», родная и дополнительная охранные системы, турботаймер, «вежливый свет» и другие системы.

Теперь смоделируем короткое замыкание — то, для чего, в общем-то, все и затевалось.

Допустим, плюс 12 вольт от какого-то потребителя, подключенного к питанию не через замок зажигания, случайно касается «массы» — кузова, двигателя или какого-то оголенного минусового провода. И попадает на подключенные к «массе» выводы ламп дальнего света. Теперь на них – плюс! А минус на вторые выводы ламп у нас подан искусственно, дополнительной защитной проводкой, через нормально замкнутые контакты реле. В итоге вместо короткого замыкания мы получаем включение ламп дальнего света. Если ЧП не обнаружено, за несколько часов свечения фар аккумулятор будет разряжен. Это – неизбежная плата за то, что машина не сгорела… Но, согласитесь, — ничтожная!

Ну и, дабы раскрыть тему до конца, попробуем завести двигатель, забыв предварительно включить «массу». Ток на стартер, как и на любой потребитель в защищенном режиме, будет подан через лампы дальнего света. Они вспыхнут, но стартер не двинется с места. При этом никаких перегрузок не происходит – попытка запуска безопасна. Просто стартер не сработает, и вам придется открыть капот и щелкнуть выключателем «массы».

Еще одна небольшая проверка из той же серии. Не подключив «массу» и не заведя мотор, поворачиваем ключ зажигания и пытаемся подать питание на какой-нибудь мощный потребитель – включить вентилятор «печки» или опустить стекло в двери. Вентилятор заработает, но с пониженной мощностью, что будет слышно по звуку и производительности: последовательно с ним включаются лампы дальнего света, как мощные резисторы. Стекло начнет опускаться, но тоже замедленно. По этим признакам водитель понимает, что он забыл включить массу. Но всё это, опять же, безопасно и не может вывести электрооборудование из строя.

Важные нюансы

Напоследок – важные мелочи. Их две.

Во-первых, следует знать, что эта система не позволяет подать питание на стартер и завести мотор, пока выключатель массы не будет замкнут. Поэтому если вам требуется реализовать дистанционный запуск с брелока сигнализации или телефона, ручной «рубильник» не подойдет. Тут придется применить в качестве выключателя массы электрически управляемый размыкатель: электромагнитный контактор от грузовых машин или то самое реле Грюнер. Сигнализацию в этом случае нужно сконфигурировать так, чтобы реле, размыкающее массу, активировалось отдельным каналом «сигналки» и срабатывало первым в цикле действий при автозапуске.

И во-вторых. Эта система защиты функционирует только при использовании в качестве ламп головного света обычных галогенных ламп накаливания. Если у вас в головном свете установлены светодиодные лампы, «безопасная масса» работать не будет.

Читать еще:  Виды неисправностей автоматических выключателей

Автоматические выключатели постоянного тока: что это такое и где они применяются?

Многие знают из школьного курса физики, что ток бывает переменным и постоянным. Если о применении переменного тока мы еще что-то можем с уверенностью сказать (все бытовые электроприемники питаются от переменного тока), то о постоянном мы не знаем практически ничего. Но раз существуют сети постоянного тока, значит есть и потребители, и соотвественно защита таким сетям тоже нужна. Где встречаются потребители постоянного тока и в чем отличие аппаратов защиты для этого рода тока мы рассмотрим в этой статье.

Ни один из типов электрического тока не «лучше», чем другой — каждый подходит для решения определенных задач: переменный ток идеален для генерации, передачи и распределения электроэнергии на большие расстояния, в то время как постоянный ток находит свое применение на специальных промышленных объектах, установках солнечной энергии, центрах обработки данных, электрических подстанциях и пр.

Шкаф распределения постоянного оперативного тока электрической подстанции

Понимание отличий переменного и постоянного тока дает четкое представление о задачах, с которыми сталкиваются автоматические выключатели постоянного тока. Переменный ток промышленной частоты (50 Гц) меняет свое направление в электрической цепи 50 раз в секунду и столько же раз «переходит» через нулевое значение. Этот «переход» значения тока через ноль способствует скорейшему гашению электрической дуги. В цепях постоянного тока значение напряжения постоянно — также как и направление тока постоянно во времени. Этот факт существенно затрудняет гашение дуги постоянного тока, и потому требует специальных конструкторских решений.

Совмещенные графики нормального и переходного режимов при отключении: а) переменного тока; б) постоянного тока

Одно из таких решений — использование постоянного магнита (3). Движение дуги в магнитном поле является одним из способов гашения в аппаратах до 1 кВ и находит применение в модульных автоматических выключателях. На электрическую дугу, которая по своей сути является проводником, воздействует магнитное поле, и та затягивается в дугогасительную камеру, где окончательно затухает.

1 — подвижный контакт
2 — неподвижный контакт
3 — серебросодержащая контактная напайка
4 — магнит
5 — дугогасительная камера
6 — скоба

Полярность надо соблюдать

Еще одним и, пожалуй, ключевым отличием между автоматическими выключателями переменного и постоянного тока, является у последних наличие полярности.

Схемы подключения однополюсного и двухполюсного автоматического выключателя постоянного тока

Если вы защищаете однофазную сеть переменного тока при помощи двухполюсного автоматического выключателя (с двумя защищенными полюсами), то нет разницы в какой из полюсов подключать фазный или нулевой проводник. При подключении же в сеть постоянного тока автоматических выключателей необходимо соблюдать правильную полярность. При подключении однополюсного выключателя постоянного тока питающее напряжение подается на клемму «1», а при подключении двухполюсного — на клеммы «1» и «4».

Почему это так важно? Смотрите видео. Автор ролика проводит несколько тестов с 10-ти амперным выключателем:

  1. Включение выключателя в сеть с соблюдением полярности — ничего не происходит.
  2. Выключатель установлен в сеть обратной полярностью; параметры сети U=376 В, I=7,5 А. Как итог: сильное дымовыделение с последующим воспламенением выключателя.
  3. Выключатель установлен с соблюдением полярности, а ток в цепи составляет 40 А, что в 4 раза превышает его номинал. Тепловая защита, как это и должно быть, разомкнула защищаемую цепь через несколько секунд.
  4. Последний и самый жесткий тест проводился с таким же 4-х кратным превышением по току и обратнойполярностью. Результат не заставил себя долго ждать — мгновенное воспламенение.

Этот ролик наглядно демонстрирует то, почему необходимо соблюдать полярность при подключении автоматических выключателей постоянного тока. Подключение с обратной полярностью, и с током цепи, не превышающим номинал автоматического выключателя, выводит его из строя. Во избежание повторения подобных «печальных опытов» производители маркируют клеммы выключателей «+» и «-», а также дают схемы подключения в руководствах по эксплуатации.

Таким образом, автоматические выключатели постоянного тока — это устройства защиты, применяемые для объектов альтернативной энергетики, систем автоматизации и управления промышленных процессов и пр. Специальные исполнения защитных характеристик Z, L, K позволяют защищать высокотехнологичное оборудование промышленных предприятий.

Для их электроустановки всегда рекомендуется пользоваться услугами квалифицированных инженеров и техников, чтобы убедиться, что соответствующие автоматические выключатели постоянного тока будут выбраны и установлены правильно.

Быстродействующий выключатель

Быстродействующий выключатель (БВ) — коммутационный аппарат, применяющийся в системах тягового электроснабжения, на электроподвижном составе и в электрооборудовании гальванических линий для защиты электрических цепей постоянного тока при коротких замыканиях и перегрузках, а также для оперативных отключений. БВ характеризуется отключающей способностью, выражающейся наибольшим значением тока короткого замыкания, который они надёжно отключают при наиболее неблагоприятных условиях. Определение «быстродействующий» в советско-российской официальной технической терминологии предполагает, что время срабатывания выключателя будет не более 0,08 (восемь сотых) секунды.

Содержание

  • 1 Классификация быстродействующих выключателей
  • 2 Типы быстродействующих выключателей
  • 3 См. также
  • 4 Литература

Классификация быстродействующих выключателей [ править | править код ]

Для быстродействующих выключателей приняты следующие классификации:

По назначению

  • линейные (фидерные);
  • катодные;

По направленности действия

  • поляризованные — срабатывают автоматически не только от силы тока, но и от его направления;
  • неполяризованные — срабатывают только в зависимости от силы тока;

По способу достижения быстродействия

  • с пружинным отключением;
  • с пружинно-магнитным отключением;
  • с электромагнитным отключением;

Типы быстродействующих выключателей [ править | править код ]

Выключатели БВП-3, БВП-5 (быстродействующий выключатель поляризованный), стоящие на советских грузовых электровозах (ВЛ8, ВЛ23, ВЛ10, ВЛ11 и др.) — БВ в классическом понимании, так как во включенном состоянии удерживаются только электромагнитными силами без участия механических деталей, что многократно ускоряет их отключение. Якорь БВ (подвижный контакт) приводится во включенное положение пневматическим цилиндром и удерживается низковольтной (50 вольт) удерживающей катушкой. На одном сердечнике с ней намотан размагничивающий виток, по которому протекает ток тяговых двигателей электровоза. Направления протекания тока в катушке и витке — противоположные, поэтому при повышении тягового тока сверх допустимого магнитный поток удерживающей катушки взаимоуничтожается потоком размагничивающего витка и якорь БВ отпадает.

Так как выключатель срабатывает лишь при одном направлении протекания силового тока, он называется поляризованным и не в состоянии сработать при коротком замыкании в режиме электроторможения, когда ток протекает в обратном направлении — из электровоза в контактную сеть. Поэтому для режима рекуперативного торможения в схему электровоза введены быстродействующие контакторы (БК), при коротком замыкании в режиме рекуперации разрывающие цепь возбуждения двигателей. В результате ток опрокидывается в моторный — и в этот момент отключается БВ.

ЯВ-1001 (ящик выключателей), стоящий на электровагонах метро типа 81-717/714 («номерных»), не является БВ в классическом понимании, но называется так по традиции. Он состоит из четырёх общепромышленных трёхфазных автоматов А3722П (660 В, 250 А), фазы которых соединены последовательно для надёжной работы при напряжении КС метрополитена (825 вольт), между собой автоматы в каждой паре также соединены последовательно. Первая пара автоматов включена в цепь тяговых двигателей №№1 и 3, вторая пара — в цепь ТЭД №№2 и 4. Включаются автоматы при помощи электромагнитных (на поздних сериях — пневматических) приводов, отключаются при подаче напряжения на катушки независимых расцепителей либо в аварийной ситуации под действием тока короткого замыкания.

Электромагнитный привод состоит из транзисторного инвертора, преобразующего постоянное напряжение цепей управления (75 вольт) в переменное частотой 400 Гц, вольтодобавочного трансформатора, повышающего напряжение, накопительного конденсатора и включающих электромагнитов. При нажатии на кнопку включения БВ инвертор начинает заряжать конденсатор, по достижении нужного напряжения конденсатор подключается к электромагниту и электромагнит включает автомат.

Чешские быстродействующие выключатели 4HC (электровозы ЧС1, ЧС3), 12HC (ЧС2, ЧС7) — также не истинные БВ, а автоматические выключатели защёлкивающего типа, включение их производится электромагнитным (4HC) или пневматическим (более мощный 12HC) приводом, отключение происходит либо при протекании по силовой отключающей катушке такого тока, который вызывает втягивание якоря, выбивающего защёлку из зацепления с храповиком, либо при обесточивании удерживающей катушки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector