Ivalt.ru

И-Вольт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выключатель масляный тех карты

Обслуживание масляных выключателей

Масляные выключатели бывают с большим объемом масла (серий МКП, У, С и др.) и маломасляные выключатели (серий ВМГ, ВМП, МГГ, ВМК и др.).

В баковых масляных выключателях с большим объемом масла используется масло как для гашения дуги, так и для изоляции токопроводящих частей от заземленных конструкций.

В маломасляных выключателях масло используется в основном для гашения дуги и может быть при необходимости использовано для изоляции от земли частей, находящихся под напряжением. Их баки специально изолируются от земли.

Гашение дуги в масляных выключателях обеспечивается воздействием на нее масла, которое является дугогасящей средой. При этом образуется сильный нагрев, сопровождающийся разложением масла и образованием в камере выключателя газа с температурой газовой смеси, достигающей 2500 К.

Важную роль при гашении дуги играет и высота слоя масла над контактами. С увеличением слоя масла возрастает давление в газовом пузыре и интенсивней проходит процесс деионизации. Однако высокий уровень масла в баке снижает объем воздушной подушки, что может привести к повышению давления внутри бака и сильному удару масла в его крышку.

При небольшом слое масла над контактами горючие газы, проходя через него, не успевают охладиться, и в результате соединения с кислородом воздуха могут образовать гремучую смесь.

Большое значение в выключателе имеет скорость расхождения контактов. На скорость движение контактов отрицательно влияет вязкость масла в выключателе, которая возрастает с понижением температуры масла.

Существенное влияние на скоростные характеристики масляных выключателей оказывают загрязнение и загустение смазки трущихся частей приводов и передаточных механизмов, так как при этом замедляется скорость движения контактов вплоть до их остановки и зависания. Это следует учитывать при очередных ремонтах, в процессе которых необходимо удалить старую смазку и заменить ее на новую консистентную незамерзающую смазку, например, марок ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221.

Для отключения и включения выключателей используют электромагнитные, пневматические или пружинные приводы.

По способу включения и отключения приводы бывают полуавтоматические и автоматические.

Выключатель с полуавтоматическим приводом включают вручную, а отключают как вручную, так и дистанционно от релейной защиты. Автоматические приводы осуществляют включение и отключение выключателя как дистанционно от релейной защиты, так и вручную.

Привод выключателя состоит из следующих основных частей:

силовое устройство, служащее для преобразования подведенной энергии в механическую;

передаточный и операционный механизмы, служащие для передачи движения от силового устройства к механизму выключателя и для удержания его во включенном положении;

Электромагнитные приводыпостоянного тока применяются для управления всеми типами масляных выключателей 10—220 кВ.

Электромагнитный привод представляет собой корпус с электромагнитом включения и операционным механизмом. В корпусе размещены также электромагнит отключения, контакты вспомогательных цепей, механизм ручного отключения и жестко связанный с валом указатель положения выключателя.

Рассмотрим кратко принцип работы элементов электромагнитного привода, с которыми чаще всего приходится иметь дело оперативному персоналу на практике. К таким элементам относятся запирающий механизм, отключающее устройство и механизм свободного расцепления.

Запирающий механизм требуется для удержания выключателя во включенном положении. Для надежности запирающего механизма трущиеся поверхности ролика и защелки шлифуются; они должны регулярно смазываться незамерзающей смазкой и содержаться в чистоте.

Отключающее устройство состоит из электромагнита и ферромагнитного сердечника со штоком, перемещающегося внутри его обмотки. При подаче напряжения на обмотку электромагнита его сердечник втягивается и, ударяя по защелке, расцепляет запирающий механизм привода. Электромагнитные механизмы отключения должны обладать быстродействием и постоянством динамических характеристик независимо от колебаний напряжения сети и температуры окружающей среды. Для этого должно быть обеспечено свободное перемещение сердечника электромагнита на всем его пути, отрегулирован запас его хода, а также проверена надежная работа электромагнитного механизма отключения при отклонениях напряжения на его выводах от номинального.

Механизм свободного расцепления представляет собой систему складывающихся рычагов в приводе и является связывающим звеном между силовым устройством и передаточным механизмом. Он разобщает силовое устройство с передаточным механизмом для последующего отключения выключателя независимо от того, продолжает или нет действовать сила, осуществляющая включение.

Необходимость такого механизма обусловлена требованием мгновенного отключения выключателя действием релейной защиты при включении его на неустраненное КЗ.

Кроме перечисленных элементов коммутации, защиты и управления схемы управления выключателем содержат также цепи блокировки и сигнальные цепи.

Наиболее важной является блокировка против повторений операций включения и отключения, когда предпринимается попытка включения выключателя после его автоматического отключения на неустраненное КЗ

В схемах управления имеются сигнальные лампы, показывающие, включен или отключен выключатель, звуковая сигнализация о несоответствии положения выключателя и его ключа управления, а также сигнализация контроля цепей включения и отключения выключателя.

Кроме того, в цепях управления имеются вспомогательные контакты для электромагнитов включения и отключения, сигнальных ламп и других цепей постоянного тока. Эти контакты управляются с помощью кинематических передач между валом привода и валом контактора.

Схемы управления и сигнализации применяются на ПС в различных вариантах в зависимости от типа выключателя и его привода и ряда других условий (например, использования устройств телемеханики).

Пневматические приводы,имеющие в качестве источника сжатый воздух, применяются для управления масляными выключателями серий У, С и др.

В качестве силовых элементов применяются поршневые пневматические блоки одностороннего действия.

Пружинные приводыприменяются в маломасляных выключателях 6—10 кВ. Источником энергии в таких приводах служат мощные предварительно взведенные рабочие пружины. Завод пружины осуществляется электродвигателем, соединенным с редуктором, но возможен и ручной завод съемным рычагом. Время завода пружин в зависимости от типа привода составляет от нескольких секунд до десятков секунд.

Включение выключателя может происходить лишь после полного завода пружин, что контролируется специальной блокировкой и сигнализируется указателем готовности привода к работе. Завод пружин возможен как при отключенном, так и при включенном выключателе.

Отключение выключателя выполняется отключающими пружинами, которые расположены в механизме выключателя и заводятся при его включении.

В пружинных приводах установлены электромагниты включения и отключения, кнопки подачи команд на электромагниты, указатель готовности привода к включению и механический указатель положения выключателя.

Пружинные приводы не требуют для своей работы источника постоянного оперативного тока. Питание оперативных цепей управления, релейной защиты и автоматики, цепей обогрева шкафов КРУ осуществляется от источника переменного тока в виде выносных однофазных трансформаторов, подключенных к вводам линии или трансформаторов собственных нужд.

Выявление и устранение неполадок в работе масляных выключателей.Под неполадками в работе выключателей подразумеваются их отказы и повреждения, которые могут привести к авариям с образованием пожаров в РУ.

Наиболее частыми неполадками являются отказы выключателей в отключении токов КЗ, неисправности контактных систем, перекрытия внутренней и внешней изоляции, поломки изолирующих частей, отказы передаточных механизмов и приводов.

В настоящее время в связи с развитием энергосистем возрастают значения токов КЗ, в том числе до значений, недопустимых для отключения ранее установленными на ПС выключателями. В таких условиях эксплуатации необходимо систематически проверять соответствие параметров выключателей практическим условиям их работы. Кроме того, нельзя допускать такие схемы работы ПС, при которых мощность КЗ превышает отключающую способность выключателей, а также принимать меры по ограничению токов КЗ.

Неполадки в контактных системах нарушают процессы включения и отключения выключателей и могут привести к образованию дуги с последующим взрывом выключателя.

К неполадкам контактных систем относятся недовключение подвижных контактов, их зависание в промежуточном положении, поломка розеточных контактов и др.

Наиболее массовым видом повреждений выключателя является перекрытие изоляции. Такое может иметь место при коммутационных и грозовых перенапряжениях или при загрязнении изоляции. При загрязнении и увлажнении изоляции могут возникнуть перекрытия опорной изоляции.

Перекрытия внутри баков у выключателей наружной установки возникали при попадании в них влаги, всплытии льда при наступлении оттепели, снижении диэлектрических свойств масла, его вытекании из бака.

К неполадкам изолирующих деталей относятся разрушения фарфоровых тяг выключателей (часто у выключателей ВМГ) и изоляционных тяг (у выключателей ВМПП-10). Разрушение фарфоровых тяг приводит к перекрытию выключателей.

Повреждения передаточных и операционных механизмов приводов возникают из-за поломок отдельных деталей и нарушения регулировки. Это приводит к заеданию валов, застреванию тяг и нарушению контактных систем, что является одной из важных причин аварий выключателей.

Частыми причинами отказов приводов являются некачественная регулировка затирания в механизме расцепления и сердечников электромагнитов, дефекты пружин, нарушения связи между частями механизма привода по причине выпадения осей или пальцев.

Осмотры и меры по предупреждению отказов масляных выключателей. При осмотрах масляных выключателей прежде всего проверяют соответствие положения каждого выключателя показаниям его сигнального устройства согласно оперативной схеме.

Кроме того, проверяют состояние поверхности фарфоровых покрышек вводов, изоляторов и тяг, целостность мембран предохранительных клапанов и отсутствие выбросов масла из газоотводов, а также отсутствие следов просачивания масла через сварные швы, разъемы и краны.

На слух проверяется отсутствие шума и треска внутри выключателя.

По цвету термопленок определяется температура контактных соединений.

При значительном понижении уровня масла из бака принимаются меры, препятствующие отключению выключателя током нагрузки или током КЗ. С этой целью автоматические выключатели отключают и снимают предохранители на обоих полюсах шин электромагнита отключения. Затем собирают схему, при которой цепь с неуправляемым выключателем отключается другим выключателем — шиносоединительным (ШСВ) или обходным.

Читать еще:  Метод выбора автоматических выключателей

Зимой при температуре окружающего воздуха ниже минус 25 °C из-за повышения вязкости масла резко ухудшаются условия гашения дуги в масляных выключателях. Поэтому для улучшения условий работы масляных выключателей в зимнее время должен включаться электроподогрев, отключение которого производится при температуре выше минус 20 °C.

На надежность выключателей большое влияние оказывает качество работы их приводов, особенно при отклонениях напряжения от номинального в сети оперативного тока. Любое отклонение напряжения в ту или иную сторону представляет опасность для выключателя.

Так, при понижении напряжения в силовых цепях привод может недовключить выключатель, что представляет опасность при работе в режиме АПВ.

При повышении напряжения электромагниты могут развить слишком большие усилия, которые приведут к поломкам деталей привода и повреждению запирающего механизма.

Для предупреждения отказов в работе приводов их периодически проверяют при напряжении 0,8 и 1,15U ном. При отказе в отключении выключатель должен быть выведен в ремонт.

При осмотрах приводов проводят очистку их от пыли и грязи, проверяют надежность креплений, надежность шарнирных соединений, наличие шайб, состояние пружин и контактов. Особое внимание уделяют состоянию защелок, кулачков, где не должно быть заусенцев, трещин и скосов. Проверяют сигнализацию положения выключателя, исправность цепей включения и отключения.

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы

Знакомство с масляным выключателем

Масляный выключатель — это коммутационное устройство, предназначенное для включения и отключения силовых высоковольтных цепей и электрооборудования как под нагрузкой, так и без неё. Этот процесс разрыва электрической цепи выполняется выключателем за счет размыкания силовых контактов, погружённых в трансформаторное масло, и за счёт этого происходит гашение электрической дуги между ними. То есть масло служит дугогасительной средой и справляется со своей задачей весьма эффективно. Устанавливаются они почти всегда в ячейках КРУ (комплектное распределительное устройство) или КСО (камера сборная односторонняя), а также в ОРУ (открытых распределительных устройствах). После размыкания контактов выключателя масло служит для гашения дуги и как изолирующий материал между высоковольтными контактами. Только выключатели маломасляные устроены таким образом, что масло в них служит исключительно для дугогашения, и лишь частично для изоляции.

Во время процесса отключения в масле, при возникновении дуги в области контакта достигается очень высокая температура, порядка 6 тыс. градусов. Однако, за счёт свойств масла и химической реакции с парами, возникающими во время этого процесса, выделение теплоты при горении дуги не наносит вреда этому электрическому коммутационному устройству.

Устройство и принцип действия масляных выключателей

Все масляные выключатели конструктивно состоят из:

  1. Силовой контактной группы. В неё входит подвижный (свеча) и неподвижный контакт (розетка), между которым и возникает дуга, гасящаяся в масле;
  2. Изоляторы, которые обеспечивают надёжную изоляцию токопроводящих частей от корпуса, и друг от друга;
  3. Одного или трёх баков с трансформаторным маслом;
  4. Группы блок-контактов, выполняющих контролирующую и управляющую роль;
  5. Приводы к масляным выключателям, собраны на довольно мощной включающей катушке, называющейся соленоидом или катушкой соленоида. Отключающая катушка выполняет роль ударного механизма, сбивающего с защёлки включенное устройство выключателя. Также привод может быть ручной;
  6. Специальные отключающие пружины, которые размыкают силовую часть при отключении. За счёт них зависит скорость расхождения контактов.

При подаче питания на катушку соленоида включения его массивный сердечник втягивается, тем самым приводя в движение рычажный механизм, который, в свою очередь, направляет подвижные контакты, то есть свечи, в направлении розеток. Также механизм включения может быть выполнен и на ручном приводе, тогда работу соленоида должен будет выполнять человек, с помощью специального рычага, разумеется, в диэлектрических перчатках.

После тока как свечи вошли в розетку на 20–25 мм, механизм масляного выключателя встаёт на защёлку. Во время работы, в ячейках где установлены высоковольтные выключатели, должны быть изготовлены блокирующие устройства, которые не позволят механически, включенный высоковольтный аппарат, выкатить из ячейки КРУ.

Масляные выключатели, установленные в ячейках должны быть оснащены системами защиты. Таким образом, он работает в автоматическом режиме. Его работа и назначение схожи с обычным низковольтным автоматическим выключателем. При подаче отключающего сигнала или нажатия на механическую кнопку происходит сбивание устройства с защёлки и за счёт пружин, электрическая цепь разрывается, и он переходит в отключенное состояние. Отключающие сигналы,которые управляют выключателем, приходят от релейной защиты и автоматики.

Основные типы масляных выключателей

Конструкция масляных выключателей выполняется двух основных типов:

  1. Баковые. Обладают большим объёмом масла. Оснащены одним большим баком сразу для трёх контактов трёхфазного напряжения;
  2. Горшковые (маломасляные). С меньшим объёмом масла, но и с дополнительной системой дугогашения, и тремя раздельными баками. В них на каждой фазе присутствует отдельный металлический цилиндр, заполненный маслом, в каком и происходит разрыв контактов и подавление электрической дуги.

Выключатели масляные баковые

Чаще всего они рассчитаны на сравнительно небольшие токи отключения. Производятся они однобаковыми конструкциями (три полюса находятся в одном баке) при рабочем напряжении до 20 кВ. а при на напряжение выше 35кВ — трехбаковыми (каждая из фаз расположена отдельном баке) с персональными или групповыми приводами включения. Выключатели баковые снабжаются электромагнитными или воздушными пневмоприводами. Есть возможность работы с повторным автоматическим включением (АПВ).

Масляные баковые выключатели, выпускаемые на напряжение больше 35кВ, имеют в распоряжении встроенные вовнутрь трансформаторы тока, для цепей измерения и защиты. Они насажены и закреплены на внутренний участок проходного изолятора и закрыты крышкой. Таким образом, токопроводящий стержень служит как первичная обмотка. Баковые выключатели на рабочее напряжение 110 кВ и выше иногда оборудованы ёмкостными трансформаторами напряжения.

Маломасляные выключатели

По сравнению с баковыми здесь масло служит исключительно как дугогасящая среда, а изолирование токоведущих деталей и дугогасительного аппарата касательно замыкания на землю осуществляется через твердый изоляционный материал (керамику, текстолит, и различные эпоксидные смолы). Это масляный выключатель ВМП или ВМГ типа.

Они обладают кардинально меньшими габаритами, массой, а также значительно меньшей взрывоопасностью и пожароопасностью. Присутствие в этих высоковольтных устройствах встроенных емкостных трансформаторов напряжения и трансформаторов тока, существенно усложняет конструктивное устройство выключателей и повышает их габаритные размеры.

Масляные выключатели по своей конструкции могут выпускаться заводом изготовителем двух видов движения контактной группы:

  1. дугогасительные камеры снизу (движение подвижного контакта выполняется сверху вниз);
  2. дугогасительные камеры сверху (перемещение подвижного контакта происходит наоборот снизу вверх). Этот вид более перспективен в отношении улучшения отключающей возможности.

выключатель может быть оборудован встроенным внутрь механизмом защиты и управления. Это такие реле, как:

  1. максимального тока моментального действия
  2. выдержки времени
  3. реле минимального напряжения (для защиты электрооборудования от работы на не номинальном напряжении)
  4. электромагниты отключения,
  5. вспомогательные блок-контакты.

Увеличение номинального рабочего тока тут выполняется за счёт механизма искусственного обдува как подводящих шин, так и контактной системы. В последнее время начало применяться водяное охлаждение, этих нагревающихся от прохождения тока элементов.

Выключатель маломасляный для наружной установки состоит из трех основных ключевых частей:

  • дугогасительное устройство, которое помещено в фарфоровую оболочку;
  • фарфоровые опорные колонки;
  • основания, то есть рамы.

Изоляционный цилиндр, охватывает дугогасительное устройство чем и выполняет защитную функцию. Главная его защитная цель — это фарфоровая оболочка, чтобы во время большого давления, которые возникают в момент отключения масляника, она попросту не разорвалась.

Эксплуатация масляных выключателей

Как и любой электрический аппарат, масляный выключатель требует правильной, корректной настройки, регулировки, и эксплуатации.

Нужно провести регулировку вхождения свечей (подвижных контактов) в розетки. Это производится путём раскрепления подвижного контакта и фиксирования его на нужном уровне. И также перед введением в работу должна быть оформлена форма протокола испытания масляного выключателя. Испытания масляных выключателей заключается в проверке его повышенным напряжением как в отключенном, так и во включенном состоянии, а также в проверке всех его цепей защит и сигнализаций. Это должен выполнять специально обученный персонал, чаще всего электротехническая лаборатория, соблюдая все меры безопасности.

В продолжении всей эксплуатации после каждого отключения и включения этих высоковольтных механизмов, нужно убедиться:

  1. В наличии и качестве трансформаторного масла. Также масло должно быть в соответствующих пределах, которые видно по специальному стеклянному стержню с метками;
  2. Контролировать крепление всех элементов привода, его шплинтов и механизмов болтового соединения;
  3. Следить за тем, чтобы не разрушались проходные и опорные изоляторы;
  4. Производить чистку блок контактов, если есть такая необходимость

В любом случае нужно понимать что высоковольтные масляные выключатели — это сложные электрические коммутационные аппараты, который работают с токами короткого замыкания. Поэтому надёжность его работы и продолжительность его ресурса напрямую зависит от технического состояния, а также частоты коммутаций которые он выполняет.

Видео разбор масляного выключателя ВМП-10

Масляные выключатели

Осмотры масляных выключателей проводят без снятия напряжения 1 раз в день на подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом и в сроки, установленные местны­ми инструкциями, но не реже 1 раза в 10 дней — на тех подстанциях, где его нет.

При осмотрах масляных выключателей проверяют:

— внешнее состояние выключателя и привода;

— отсутствие загрязнений, видимых сколов и трещин изоляторов; следов выброса масла из дополнительных резервуаров или выхлопных устройств (клапанов);

— состояние наружных контактных соединений;

Читать еще:  Автоматическое включение резерва секционного выключателя

— уровень и отсутствие течи масла в полюсах выключателя;

— работу подогрева выключателя и привода (в период низких температур);

— показания счетчика числа аварийных отключений;

— соответствие показании указа­телей действительному положению масляного выключателя.

Текущий ремонт масляных вык­лючателей производится со снятием на­пряжения бригадой в составе трех чело­век (на масляных выключателях напря­жением 110 и 220 кВ) и двух — на ос­тальных выключателях.

При текущем ремонте мало­объемных масляных выключателей выполняют сначала осмотр выключателя и привода. При осмотре проверяют загряз­нение наружных частей выключателя, осо­бенно изоляционных деталей, отсутствие на них трещин; наличие выбросов масла и следов его подтекания через уплотнения по­люсов; уровень масла в полюсах; отсут­ствие признаков чрезмерного перегрева (на­пример, по цветам побежалости).

Рис. 4.12. Полюс выключателя ВМПЭ-10: 1 — крышка нижняя; 2 — фланец нижний; 3 — цилиндр; 4 — фланец верхний; 5 — корпус; 6 — головка; 7 — крышка верхняя; 8—пробка маслоспускного отверстия; 9 — клапан; 10 — подшипник; 11 — буфер; 12 — рычаг механизма внутренний; 13 — уплотнение; 14 — вал ме­ханизма; 15—механизм; 16—рычаг механизма наруж­ный; 17—стержень направляющий; 18—токоотводы; 19 — втулка; 20 — планка; 21 — камера дугогасительная; 22 — маслоуказатель; 23 — цилиндр распорный; 24 — стержень подвижный; 25 — серьга; 26— пружина

Протирают изоляторы и наружные части выключателя ветошью, смоченной в керосине, возобновляют смазку на трущих­ся частях, проверяют работу маслоуказа-телъных устройств. Проверяют надежность крепления выключателя и привода; исправ­ность крепежных деталей, правильность сочленения привода и выключателя; выпол­няют пробное включение и отключение выключателя. Уточнив объем работ, при­ступают к текущему ремонту.

Текущий ремонт выключателя ВМПЭ-10 с частичной разборкой проводят в следующем технологическом порядке:

— снимают междуполюсные пере­-
городки, сливают масло из полюсов
(рис. 4.12), снимают нижние крышки 1 с

розеточными контактами, вынимают дугогасительные ка­меры 21 и распорные цилиндры 23. Вынутые из полюсов детали тщательно промывают сухим маслом, протира­ют и осматривают;

— переводят выключатель вручную в положение,
соответствующее включенному, и осматривают концы
подвижных стержней;

— если контакты и камеры имеют несущественный из­нос (небольшие наплывы металла на рабочих поверхностях контактов, поверхностное обугливание перегородок камеры
без увеличения сечения дутьевых каналов), то достаточно
зачистить их поверхности напильником или мелкой наждач­ной шкуркой, а затем промыть маслом. В этом случае следу­ющий очередной ремонт производят раньше срока в зависимости от степени износа контактов и камер. Если контакты и камеры сильно повреждены дугой (имеются раковины и сквоз­ные прожоги тугоплавкой облицовки контактов и повреждения медной части ламелей и стержней, увеличенные размеры
дутьевых каналов и центрального отверстия камеры более
чем на 3 мм по ширине или диаметру и т. п.), они должны
быть заменены из комплекта запасных частей;

— при ремонте розеточного контакта (рис. 4.13) следят за тем

Рис 4 13 Контакт неподвижный чтобы в собранном контакте ламели 4 были установлены без

розеточного типа: перекосов, при вытянутом стержне находились в наклонном

1 — крышка нижняя; 2 — кольцо положении к центру с касанием между собой в верхней части

опорное; 3—кольцо; 4—ламель и опирались на опорное кольцо 2.

(на выключателях с номинальным При необходимости замены контакта подвижного стержня

током 630 и 1000 А — пять производят дальнейшую разборку полюса в следующем

ламелей ,1600 А – шесть ламелей, порядке:

см. вид А); 5 – прокладка изоля- — отсоединяют верхние шины;

ционная; 6- пружина; 7 болт М8; — снимают корпус с механизмом, предварительно
8 — связь гибкая; 9—пробка отсоединив его от тяги, изоляционного цилиндра и верх-

маслоспускного отверстия; ней скобы изолятора;

10 — прокладка

— снимают планку 20 (см. рис. 4.12) и вынимают токоотводы 18,

— переводят механизмы во включенное положение и отсоединяют вал механизма 14, от­соединив при этом стопорную планку. При замене новый контакт подвижного стержня должен быть ввинчен до отказа (зазор между стержнем и контактом недопустим), протачивают контакт и надежно раскернивают в четырех местах. В случае значительного повреждения медной части стержня над контактом заменяют его новым из комплекта запасных частей;

— собирают детали полюсов в последовательности, обратной разборке. Токоведущие
части промывают и протирают. Контактные выводы полюсов смазывают тонким слоем
смазки ГОИ-54 или ПВК. При сборке обеспечивают плотное прилегание головки 6, верхнего фланца 4 с корпусом 5, нижней крышки 1 с фланцем 2. В собранных полюсах проверяют работу механизма. При повороте его за наружный рычаг подвижный стержень должен сво­бодно, без заеданий, перемещаться по всему ходу до розеточного контакта;

— тщательно очищают все изоляционные части, фарфоровые изоляторы и масло-
указатели;

— проверяют исправность масляного буфера, в случае необходимости его разбирают,
промывают и заполняют индустриальным маслом, буферную пружину очищают и смазывают.

При ремонте привода выключателя особое внимание обращают на рабочую поверх­ность «собачек», состояние блок-контактов и пружин.

После текущего ремонта проводят испытания по ограни­ченной программе.

Кроме измерения сопротивления постоянному току контак­тов масляного выключателя, сопротивления обмоток включаю­щей и отключающей катушек, сопротивления изоляции вторич­ных цепей, обмоток включающей и отключающей катушек и ис­пытания масла из бака выключателя, обязательно опробуют вык­лючатель трехкратным включением и отключением с определе­нием зазора между роликом на валу выключателя и упорным бол­том 4 буферного устройства (рис. 4.14). Величина зазора должна быть 1—1,5 мм при включенном положении привода.

Текущий ремонт многообъемных масля­ных в ы к л ю ч а те л е и выполняют без вскрытия баков в следующем порядке.

Технической салфеткой, смоченной в бензине, протирают вводы, проверяют отсутствие сколов и трещин фарфора и арми-ровок. Проверяют крепление ошиновок, наклеивая на контакт­ные поверхности термопленки; отсутствие течи в маслоуказате-

лях и уровень масла во вводах, доливая его при необходимости. Открывают боковые крышки механизма выключателя, проверяют сопротивление изоляции трансформаторов тока ме-

Рис. 4.14. Устройство буферное:

1, 3 — пружинодержатель; 2 — планка; 4 — болт упорный; 5 — шайба; 6- буфер масляный;

гаомметром на 1000 В, измеряют переходное сопротив- 7— вал выключателя с рыча-

ление контактов. гами; 8 — пружина буферная

Внеочередной ремонт выключателя производят после выработки механического ресурса или нормированного допусти­мого количества операций по износостойкости (табл. 4.4). Коммутационный (механичес­кий) ресурс для часто переключаемых выключателей преобразовательных агрегатов опре­деляется числом коммутаций рабочего тока и составляет для металлокерамических кон­тактов 1000 операций, для медных контактов — 250 операций.

При наличии сумматоров-фиксаторов отключаемых токов необходимость внеочередного ремонта определяется по допустимому значению суммарного коммутируемого тока (табл. 4.5).

Трансформаторные подстанции высочайшего качества

с нами приходит энергия

develop@websor.ru

Ремонт масляных выключателей

В капитальный ремонт масляных выключателей входят следующие основные операции: отключение выключателя и при необходимости отсоединение ошиновки; слив масла и разборка выключателя; ремонт контактов, изоляторов и дугогасительного устройства (для горшковых выключателей), а также ремонт и регулировка привода; регулировка контактов; сборка выключателя и заливка масла; регулировка выключателя; профилактические испытания изоляции; измерение сопротивления токопровода постоянному току; приемка выключателя после ремонта; присоединение ошиновки и уборка рабочего места.
После отключения выключателя и проведения необходимых мероприятий по технике безопасности бригада, состоящая из 2 — 3 человек, под руководством мастера приступает к ремонту выключателя.
При ремонте выключателя ВПМ-10 сливают масло из цилиндров, для чего отвертывают маслоспускной болт 20 (см. рис. 2) и при необходимости отсоединяют подводящие шины. Снимают нижнюю крышку 19 с неподвижным розеточным контактом 17, вынимают изоляционные цилиндры 1 и 14 и дугогасительную камеру 16. Вынутые детали и дугогасительную камеру промывают чистым трансформаторным маслом, протирают и осматривают. Если изоляционные пластины дугогасительной камеры имеют незначительный износ (поверхностное обугливание пластин без увеличения сечения дутьевых каналов), то достаточно зачистить эти поверхности напильником или мелкой наждачной бумагой и затем промыть трансформаторным маслом.
При сильном повреждении изоляционных пластин дугогасительной камеры (увеличение отверстий в пластинах между первой и второй щелями до 3 мм в сторону выхлопных каналов, увеличение внутреннего диаметра фибрового вкладыша до 28 мм и более) заменяют поврежденные детали или всю дугогасительную камеру. Если ламели розеточного контакта имеют небольшие наплывы металла на рабочих поверхностях контакта, то эти контакты зачищают напильником или мелкой наждачной бумагой. Можно также поменять местами более поврежденные ламели с менее поврежденными. В случае обнаружения на ламелях раковин или сквозных прожогов тугоплавкой облицовки контактов их заменяют.
Далее проверяют состояние подвижных контактных стержней и уплотнения между этими стержнями и изолирующей бакелитовой трубкой. Для этого вынимают ось, соединяющую подвижную серьгу и колодку контактного стержня, и отсоединяют гибкие связи от последней. Снимают с цилиндра проходной изолятор и вынимают контактный стержень. Проверяют состояние контактов стержней выключателя. Небольшие оплавления съемных наконечников зачищают напильником. При обнаружении сильных оплавлений или выгоревших участков наконечник заменяют: его зажимают в тиски и вывертывают стержень. В стержень ввертывают до отказа новый наконечник (зазор между торцом наконечника и стержнем недопустим). Поверхность наконечника и стержня выравнивают напильником и наконечник закернивают в четырех местах. При значительном повреждении медной части стержня над наконечником стержень заменяют целиком.
Для проверки состояния бакелитовой трубки проходного изолятора его разбирают. Для этого отвертывают гайку 15 ( рис. 1 ), отвинчивают болты 7 и снимают токоведущую скобу 8, кольцо 10, шайбу 9 и кожаную манжету 11, вынимают бакелитовую трубку 4 с колпачком 5 и отвертывают колпачок. При необходимости (сильное обгорание трубки) трубку заменяют. Проверяют состояние кожаной манжеты 11 — сильно изношенную манжету заменяют. Поверхности изоляторов протирают сухой чистой ветошью. Бакелитовую трубку и внутреннюю полость проходных изоляторов промывают трансформаторным маслом и протирают, затем собирают проходные изоляторы. При сборке изолятора колпачок 5 застопоривают алюминиевой заклепкой 12, а гайку 15 — винтом.

Читать еще:  Таблица замен автоматических выключателей

Рис. 1. Проходной изолятор выключателя ВПМ-10

Далее производят сборку цилиндров в последовательности, обратной разборке. Камеры вводят в полюс выключателя через нижний разъем цилиндра. Расстояние от нижней поверхности дугогасительной камеры до верха розеточного контакта должно быть 1,5 — 5 мм (см. рис. 2). Это расстояние проверяют следующим образом: измеряют расстояние от нижнего края цилиндра до дугогасительной камеры (оно должно быть 89±0,5 мм) и высоту розеточного контакта от нижней крышки полюса (оно должно быть 85±2 мм). Разница в измеренных расстояниях указывает расстояние от розеточного контакта до дугогасительной камеры.
При установке проходного изолятора и нижней крышки выключателя болты затягивают равномерно по диагонали, не допуская перекосов по отношению к цилиндру. После сборки цилиндра с контактным стержнем проверяют, нет ли заедания или излишнего трения стержня при входе в цилиндр. Стержень, опущенный с высоты примерно 300 мм, под действием собственной массы должен войти в розеточный контакт на глубину не менее 40 мм. Далее проверяют вертикальность подвески полюсов по отвесу, расстояние между их осями, которое должно быть (250±2) мм, наличие заземления рамы выключателя. Производят заливку цилиндров выключателя чистым трансформаторным маслом до верхнего уровня по маслоуказателю и проверяют отсутствие течи масла. В каждый полюс (цилиндр) заливают 1,8 л масла. Устанавливают выключатель в отключенное положение.
С помощью угломера, шаблона или транспортира с отвесом проверяют угол между геометрической осью изоляционного рычага и торцом стенки рамы, он должен быть (112 ± 1,5)°. Далее проверяют ход штока масляного буфера, для чего на шток 8 ( рис. 2 ) на уровне гайки 9 наносят риску, затем включают выключатель, шток поднимается, тогда наносят вторую риску. Ход штока должен быть (20 ±1) мм. Во избежание ударов поршня в дно цилиндра масляного буфера при отключении выключателя проверяют возможность опускания штока масляного буфера до упора (не менее чем на 0,5-1,5 мм). Регулируют положение масляного буфера подкладкой пластин, устанавливаемых под крепящей пластиной 5 буфера.
Для проверки наличия масла в масляном буфере и доливки его при необходимости вывертывают гайку 9, вынимают поршень 4 и пружину 3. Уровень масла от дна цилиндра должен составлять 45 мм. После доливки собирают буфер и вручную опробывают его работу путем нажатия на шток 5, который должен перемещаться плавно, без заеданий.

1 — фарфоровый изолятор, 2, 6, 13 — прокладки, 3 — крышка, 4 — бакелитовая трубка, 5 — колпачок, 7 — болт, 8 — скоба, 9, 14 — шайбы, 10 — кольцо, 11 — кожаная манжета, 12 — заклепка, 15 — гайка

Затем проверяют полный ход подвижных контактных стержней и ход их в розеточных контактах. Проверка полного хода подвижных контактных стержней выполняется следующим образом: на стержень наносят риски у верхней части проходного изолятора во включенном и отключенном положениях. Расстояние между рисками определяет полный ход контактных стержней — должен быть (210±5) мм. Ход в розеточных контактах определяется с помощью сигнальной лампы как расстояние между двумя рисками, нанесенными на стержнях: первой — в момент касания стержня с розеточным контактом, второй — при включенном положении выключателя. Этот ход должен быть (45 ±5) мм.
Далее следует во включенном положении выключателя проверить состояние упорного болта 10 (см. рис. 1) и 9 (см. рис. 3) — между головкой упорного болта и упорным роликом на рычаге выключателя должен быть зазор 0,5 — 1,5 мм, что определяют щупом. Зазор регулируют вворачиванием (выворачиванием) упорного болта, после чего затягивают на нем контргайку.

Рис. 2. Масляный буфер выключателя ВПМ-10

Рис. 3. Схема для определения разновременности касания контактов в выключателях

U — источник питания (3 — 42 В), Л1, Л2, ЛЗ — сигнальные лампы, K1, К2, КЗ — контакты выключателя

Затем определяют, включая медленно выключатель, разновременность касания контакта в выключателе с помощью сигнальных ламп как расстояние между рисками, нанесенными на одном из подвижных стержней в верхней части проходного изолятора в момент касания первого и последнего подвижных стержней с розеточными контактами. Схема для определения разновременности касания контактов показана на рис. 3 . Разновременность касания контактов должна быть не более 5 мм. При необходимости проворачивают соответствующий стержень в колодке, предварительно ослабив зажимающие болты, до требуемой разновременности.
Производят проверку расстояния между нижней плоскостью колодки 12 гибкой связи (см. рис. 2) и поверхностью скобы 9 проходного изолятора, которое должно быть во включенном положении выключателя (25 ±6) мм.
В отрегулированном выключателе усилие для вытягивания контактного стержня из включенного положения не должно превышать 196 Н (20 кгс), что определяется пружинным динамометром при стержне, отсоединенном от серьги вала выключателя.
Проверяют исправность действия механизма выключателя с приводом. При необходимости покрывают смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203 шарнирные соединения в выключателе и в приводном механизме и производят 10-12 включений и отключений выключателя, после чего выключатель включают в работу.

1 — корпус буфера, 2 — трансформаторное масло, 3 — пружина, 4 — поршень, 5 — крепящая пластина, б, 7 — уплотнительные шайбы, 8 -шток, 9 — гайка

Ремонт выключателей ВПМП-10 производят в последовательности, аналогичной последовательности ремонта выключателей ВПМ-10.
Капитальный ремонт выключателей ВМП-10, ВМП-10К и ВМП-10П выполняют в следующем порядке: снимают междуполюсные перегородки (для ВМП-10К и ВМП-10П); сливают масло и одновременно проверяют работу маслоуказателей; отсоединяют от полюсов изоляционные тяги и снимают полюсы; открывают нижние крышки с неподвижными контактами и вынимают распорные цилиндры и камеры, которые для предохранения от увлажнения погружают в сухое трансформаторное масло; открывают верхние крышки и вынимают маслоотделители. Дальнейшая разборка механизма и других узлов производится в случае необходимости после их осмотра.
При легком обгорании контактов поврежденные места зачищают мелкой наждачной шкуркой, наплывы опиливают напильником. После зачистки или опиливания контакты промывают бензином или трансформаторным маслом. Обугленные места в дугогасительных камерах зачищают. Если камера сильно обгорела или в ней имеются трещины, заменяют всю камеру. При ревизии механизма и узлов, находящихся в раме выключателя, очищают все детали, заменяют смазку в трущихся частях, проверяют все крепления и восстанавливают окраску. Проверяют также исправность масляного буфера, шток и поршень которого должны двигаться плавно. Если буфер заедает, его разбирают, промывают и заполняют чистым трансформаторным маслом.
Перед установкой на раму выключателя проверяют, легко ли перемещаются механизмы полюсов, свободно ли поворачивается главный вал выключателя при отсоединенных отключающих пружинах, надежно ли заземлена рама выключателя.
Выключатель заполняют чистым сухим трансформаторным маслом. В каждый полюс заливают около 1,5 л масла до уровня по масло указателю. Затем соединяют тягой выключатель с приводом и производят его регулировку. Специальным шаблоном устанавливают положение главного вала при отключенном выключателе и фиксируют его масляным буфером. В отключенном положении ставят отключающие пружины. Регулируют выключатель без верхних крышек на полюсах и без маслоотделителей.
Перед регулировкой в резьбовое отверстие на торце подвижного контакта каждого полюса ввинчивают контрольный металлический стержень Ф 6 мм и длиной 400 мм. На контрольных стержнях наносят отметки, соответствующие предельным крайним положениям механизмов, включив и отключив полюсы до отказа за наружные рычаги. Кроме того, делают отметку на расстоянии 5 мм от крайнего отключенного положения стержней. Соединяют в отключенном положении вал выключателя с механизмами полюсов изоляционными тягами. Длину изоляционных тяг регулируют таким образом, чтобы отметки отключенного положения на контрольных стержнях совпали с отметками недохода стержней на 5 мм до крайнего положения.
С помощью рычага ручного включения доводят подвижные контакты выключателя до касания с неподвижными. Разновременность касания контактов не должна превышать 5 мм. Для регулировки касания контактов изменяют длину изоляционной тяги. Далее доводят выключатель до включенного положения, посадив его на удерживающую защелку привода. При этом проверяют полный ход подвижных контактов (240 — 245 мм), ход в контактах (55 — 63 мм), угол поворота вала (85 — 89°) и недоход до крайнего включенного положения (не менее 4 мм). Указанные значения регулируют, изменяя положения упорного болта пружинного буфера.
После регулировки окончательно закрепляют изоляционные тяги с механизмами полюсов. При правильной регулировке время включения выключателя составляет не более 0,3 с. Замеряют сопротивление токо провода выключателя (между выводами), которое не должно превышать 55 мкОм для выключателей на номинальный ток 630 А, 40 мкОм — для 1000 А и 30 мкОм — для 1500 А. Затем вывинчивают контрольные стержни, устанавливают маслоотделители, верхние крышки и междуполюсные перегородки (для выключателей ВМП-10Г1 и ВМП-10К).
По окончании ремонта выключатель во включенном положении испытывают повышенным напряжением. Мастер, руководивший работами по ремонту, производит приемку выключателя после ремонта и по результатам выполненных работ и испытания проверяет возможность включения его в работу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector