Ivalt.ru

И-Вольт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выключатель давления усилителя рулевого управления

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Насос усилителя рулевого управления

1 – болт, 55–60 Н•м;
2 – уплотнительное кольцо круглого сечения;
3 – болт, 16 Н•м;

4 – всасывающая труба;
5 – датчик давления жидкости;
6 – шкив;
7 – стопорное кольцо;
8 – распорная втулка;
9 – вал с подшипником;
10 – уплотнительное кольцо;
11 –корпус;
12 – пружина;
13 – внутреннее уплотнительное кольцо;
14 – внешнее уплотнительное кольцо;
15 – передняя боковая пластина;
16 – лопасти;
17 – ротор;
18 – штифт;
19 – статорное кольцо;
20 – прокладка;
21 – задняя крышка;
22 – болт, 38 Н•м.

Предупреждение
При обслуживании масляного насоса закройте генератор полиэтиленовой пленкой.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините напорный шланг от насоса.

2. Отсоедините всасывающий фильтр от разъема всасывания и слейте жидкость в контейнер.


3. Ослабьте болты крепления насоса и снимите приводной ремень.
4. Выверните монтажные болты крепления кронштейна насоса и отсоедините разъем датчика давления.
5. Снимите насос.

1. Снимите всасывающую трубу и уплотнительное кольцо с насоса.


2. Снимите заднюю крышку с прокладкой и штифтами.
3. Снимите статорное кольцо.
4. Снимите ротор и лопасти.

5. Снимите переднюю боковую пластину.


6. Снимите внутреннее и внешнее уплотнительные кольца.
7. Снимите пружину.

Предупреждение
При сборке необходимо использовать новую прокладку и уплотнительное кольцо.

8. Отверните гайку крепления шкива и снимите пружинную шайбу.

9. Снимите шкив и сегментную шпонку.


10. Используя специальные плоскогубцы, снимите стопорное кольцо.

11. Выдавите вал шкива с подшипником. При необходимости используйте капроновый молоток.


12. Снимите уплотнительное кольцо из корпуса насоса.

Предупреждение
При сборке необходимо использовать новое уплотнительное кольцо.

13. Снимите кронштейн направляющей и отверните гайки.
14. Отсоедините разъем из корпуса насоса и снимите дроссель и пружину.
15. Снимите уплотнительное кольцо из разъема.

Предупреждение
Не производите разборку дросселя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите все детали насоса соответствующим растворителем.
2. Если имеются поврежденные детали насоса, замените насос в сборе.
3. Если шкив поврежден или деформирован, замените его.
4. Если имеются утечки жидкости около уплотнительного кольца, замените его.
5. Если повреждены или изношены шлицы вала или шкива, замените соответствующие детали.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите выключатель насоса.
2. Установите пружину дросселя, клапан и разъем в корпусе насоса.

Предупреждение
Смажьте тонким слоем жидкости ATF DEXRON II все замененные детали, включая масляное уплотнение и уплотнительное кольцо.

3. Установите кронштейн направляющей и вверните гайки.

4. Специальным инструментом 09222–32100 установите масляное уплотнение в корпус насоса.


5. Мягко вставьте сборку вала и установите стопорное кольцо.

6. Установите шкив насоса с сегментной шпонкой.


7. Установите пружину и внутренние и внешние уплотнительные кольца.

8. Установите переднюю боковую пластину.

9. Вставьте штифты в углубления переднего корпуса, затем установите статорное кольцо, обращая внимание на направление его установки.


10. Установите ротор таким образом, чтобы метки на роторе располагались со стороны, противоположной передней части корпуса.

11. Установите лопасти закругленными частями наружу.


12. Установите прокладку и заднюю крышку.
13. Затяните разъем всасывания.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите насос к кронштейну насоса.
2. Установите всасывающий фильтр.
3. Установите поликлиновой ремень и отрегулируйте его натяжение.
4. Соедините напорный шланг с насосом и всасывающий фильтр с бачком.

Предупреждение
Установите шланги так, чтобы они не были перекручены и не входили в соприкосновение с любыми другими частями.

5. Залейте жидкость.
Рекомендованная жидкость: PSF–3

6. Прокачайте гидравлический привод усилителя рулевого управления.
7. Проверьте давление, создаваемое насосом.

Устройство гидроусилителя руля.

Управляемость автомобиля напрямую зависит от конструкции и состояния узлов рулевого управления. Практически все современные автомобили оснащаются гидроусилителем руля. Но не все автолюбители представляют принцип работы гидроусилителя руля. В связи с этим, когда машину начинает уводить в сторону, основная масса водителей пытается решить проблемы неправильной работы рулевого управления на «сход-развале». Конечно опытный развальщик может выставить углы установки колес таким образом, что бы они «сопротивлялись» уводу автомобиля в сторону из-за неправильной работы гидроусилителя. Например если неправильно работает золотниковый механизм, то давление в силовом цилиндре при повороте вправо и влево будет разным, а значит и усилие на руле будет разным. Другой пример, при отсутствии усилия на руле (прямолинейное движение автомобиля) рабочая жидкость все равно попадает в цилиндр под давлением по одной магистрали высокого давления, при этом руль, а самое главное и колеса, будет поворачиваться в сторону, при этом машину начинает тянуть. Бывали случаи, когда на стенде сход-развала (на пятаках) на заведенной машине, при отпущеном руле, колеса поворачивались сами до упора.
В золотниковом механизме (роторный управляющий клапан) совмещены маслопровод подачи и стока. Гидравлическая жидкость перетекает из трубопровода высокого давления в масляный резервуар, не выполняя никакой работы
.

Конструкция и принцип функционирования элементов гидроусилителя рулевого управления — схема работы

Принцип действия реечного механизма с гидроусилителем. В корпусе рейки — торсионный стержень, связанный с рулевым валом. При повороте рулевого вала (колеса), стержень, поворачиваясь, перемещает золотник. Золотник приоткрывает отверстия каналов, идущих к силовому цилиндру. Цилиндр передвегает рейку, снижая усилие на руле. При отсутствии усилия на руле, ротор возвращается в исходное положение, а жидкость перепускается обратно в бачок.

1 — Силовой цилиндр
2 — Поршень рулевой рейки
3 — Шток рулевой рейки
4 — Вал ведущей шестерни
5 — Трубка А
6 — Трубка В
7 — Роторный управляющий клапан
8 — Рулевой вал
9 — Рулевое колесо
10 — Чувствительный к изменениям давления клапан

11 — Резервуар гидравлической жидкости
12 — Шиберный насос
13 — Редукционный клапан
14 — Шланг В
15 — Клапан регулировки расхода
16 — Двигатель
17 — Насосная сборка
18 — Шланг А
19 — Камера А
20 — Камера В

Работа гидроусилителя рулевого механизма

1 — Поршень
2 — Шток рейки
3 — Цилиндр

4 — Силовой цилиндр
5 — Вал ведущей шестерни
6 — Роторный управляющий клапан

Общая информация

Привод рулевого насоса осуществляется непосредственно от двигателя с помощью ремня.
При прямолинейном движении автомобиля чувствительный к изменениям давления клапан-переключатель насосной сборки остается открытым, обеспечивая сброс гидравлической жидкости обратно в резервуар системы гидроусилителя руля..
За счет клапана регулировки расхода давление гидравлической жидкости поддерживается практически постоянным при любых оборотах двигателя. Под регулируемым напором гидравлическая жидкость подается по шлангу А к роторному управляющему клапану.
При поворачивании рулевого колеса соединенный с валом ведущей шестерни роторный клапан открывает гидравлический контур в направлении, соответствующем направлению поворота колес и гидравлическая жидкость по трубке А или В подается в соответствующую (А или В) рабочую камеру.
Поскольку рулевой вал через роторный управляющий клапан механически соединяется с валом ведущей шестерни, потери управления не происходит даже в случае отказа системы гидроусиления.

Читать еще:  Выключатель аварийный для плм

Конструкция и принцип функционирования рулевого механизма

Основу гидравлической части рулевого механизма составляют объединенные в общую сборку роторный управляющий клапан и силовой цилиндр реечной передачи. Шток рулевой рейки в используемой конструкции играет роль поршня в силовом цилиндре, сквозь роторный клапан проходит вал ведущей шестерни. Рабочие камеры цилиндра и роторного клапана соединены между собой посредством двух гидравлических трубок.

Конструкция роторного управляющего клапана (золотниковый механизм)

1 — Торсионный стержень
2 — Муфта
3 — Ротор
4 — Ведущая шестерня
5 — Аварийное зацепление шестерни с ротором

1 — Камера А
2 — Камера В
3 — V1
4 — V2
5 — V3

6 — V4
7 — От рулевого насоса
8 — К А
9 — К В

Схема функционирования роторного клапана при вращении рулевого колеса вправо

1 — Камера А
2 — Камера В
3 — V1

1 — Рулевой насос

2 — Бачок гидравлической жидкости

1 — Бачок ГУР
2 — Редукционный клапан
3 — Чувствительный к изменению давления клапан
4 — Шиберный насос

5 — Клапан управления расходом
6 — Насосная сборка
7 — Рулевой механизм

1 — К бачку гидравлической жидкости
2 — Сливной порт открыт

3 — Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше)
4 — Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже)

1 — К бачку гидравлической жидкости
2 — Сливной порт открыт

3 — Подаваемая под напором от насоса жидкость (выше)
4 — Давление потока жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже)

1 — К бачку ГУР
2 — Пружина
3 — Контрольный шарик
4 — Клапан закрыт

5 — Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (ниже критического)
6 — Клапан открыт
7 — Давление жидкости, пропускаемой через клапан управления расходом (выше критического)

Управляющий клапан состоит из вращающегося вместе с рулевым валом ротора, ведущей шестерней, введенной в зацепление с ротором посредством торсионного стержня и вращающейся вместе с шестерней муфты. Конструкция клапана представлена на рисунке. В роторе и муфте клапанной сборки предусмотрены канавки С и D, образующие проходные каналы с V1 по V4 для потока гидравлической жидкости.
Нарушение исправности функционирования системы гидроусиления (например, в результате обрыва ремня) приводит к отказу повышения гидравлического давления, в результате чего прикладываемый к рулевому колесу крутящий момент начинает механически передаваться от ротора управляющего клапана непосредственно на ведущую шестерню рулевого механизма. Но при этом усилие не руле значительно увеличивается.

Устройство автомобилей

Гидравлический усилитель руля

Гидравлические усилители рулевого управления в настоящее время широко применяются на грузовых автомобилях, а также на некоторых моделях автомобилей УАЗ и легковых автомобилях высокого класса.
Установка гидроусилителей руля на легковые автомобили и внедорожники УАЗ преследует не только цель облегчить усилие на рулевом колесе при управлении, но и для предотвращения потери управляемостью автомобиля в случае разрыва шины колеса. В частности, автомобили УАЗ, оборудованные гидравлическим усилителем руля, обычно предназначаются для использования в военных целях, и при повреждении шины колеса (например, из-за попадания пули или осколка), автомобиль не потеряет управляемость на любой скорости.

Гидравлический усилитель включает в себя следующие конструктивные элементы: гидронасос с баком, распределительное устройство (клапан управления) и силовой цилиндр, который создает дополнительное усилие на рулевой привод.

Взаимное расположение элементов гидравлического усилителя рулевого управления (ГУР) и их взаимосвязь существенно влияют на управляемость, маневренность и безопасность движения автомобиля. Чем ближе друг к другу расположены распределительное устройство и силовой цилиндр, тем меньше запаздывание срабатывания силового цилиндра, тем более плавно работает ГУР и тем выше устойчивость управления автомобилем в целом.
Однако для повышения воспринимаемости усилителя рулевого управления и улучшения защиты рулевого управления от внешних возмущений распределительное устройство целесообразно размещать ближе к рулевому колесу, а силовой цилиндр ближе к управляемым колесам. Поэтому в реальных конструкциях элементы ГУР могут располагаться в одном корпусе, в таком случае усилитель рулевого управления называют интегральным ( рис. 1,а ), или компоноваться в других вариантах:

  • распределительное устройство и силовой цилиндр объединены в одном агрегате, рулевой механизм отдельно ( рис. 1,б );
  • распределительное устройство и рулевой механизм в одном агрегате, а силовой цилиндр отдельно ( рис. 1,в );
  • все элементы усилителя рулевого управления разделены ( рис. 1,г ).

Каждая компоновочная схема имеет свои преимущества и недостатки. Наибольшее применение нашли усилители интегрального типа, конструкцию которых рассмотрим на примере усилителя автомобиля КамАЗ.

Гидравлический усилитель руля автомобиля КамАЗ

Устройство и компоновка гидравлического усилителя рулевого управления автомобилей КамАЗ приведены на рис. 2 .

Усилитель состоит из насоса 3 с бачком, клапана управления золотникового типа, гидравлического силового цилиндра, совмещенного с картером 14 рулевого механизма, радиатора 1, трубопроводов и шлангов.

Клапан управления крепится к корпусу углового редуктора 22. Корпус 17 клапана имеет выполненные с большой точностью центральное отверстие и расположенные вокруг него отверстия меньшего диаметра. Три отверстия выполнены сквозными, а три – глухими.
Золотник 18 размещен в центральном отверстии и одновременно он закреплен на винте 13 рулевого механизма между двумя упорными подшипниками 19. С одной стороны корпуса в периферийных отверстиях находятся шесть плунжеров 20 с пружинами 21, с другой стороны корпуса таких плунжеров с пружинами три.
Разное число реактивных плунжеров с двух сторон корпуса обусловлено необходимостью обеспечить одинаковые реактивные усилия на рулевом колесе от давления масла при поворотах как направо, так и налево. Неравенство усилий возникает вследствие того, что с одной стороны поршня-рейки 7 находится винт 13 и рабочие площади поршня не одинаковы. Общая площадь трех дополнительных плунжеров, установленных в глухих отверстиях, по величине равняется площади сечения винта по месту его уплотнения в крышке углового редуктора.

Внутренние кольца упорных подшипников прижаты гайкой к плунжерам, поэтому золотник все время стремится занять среднее положение относительно корпуса клапана управления. Золотник с винтом могут перемещаться в обе стороны от среднего положения на 1,1 мм, сжимая при этом пружины 21.

В отдельной бобышке корпуса расположен предохранительный клапан 16, который соединяет магистрали высокого и низкого давления масла при давлении 7,5…8,0 МПа . В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, установлен шариковый обратный клапан 15, который соединяет обе полости 6 и 23 силового цилиндра при неработающем насосе, уменьшая сопротивление усилителя рулевого управления при повороте колес.

Читать еще:  Чем отличается выключатель для скрытой установки
Насос гидроусилителя рулевого управления

В гидроусилителе рулевого управления применяется лопастной (шиберный) насос ( рис. 2 ) двойного действия — за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и нагнетания. Он предназначен для нагнетания рабочей жидкости в усилителе рулевого управления и обеспечения ее циркуляции в гидравлической системе рулевого управления.
Основными частями насоса являются: корпус 23, бачок 7, крышка 13 насоса, вал 22, ротор 20, статор 19, распределительный диск, клапаны 16.

Вал 22 установлен в корпусе 23 насоса в шариковом 4 и игольчатом 21 подшипниках и приводится во вращение от зубчатого колеса топливного насоса высокого давления (ТНВД).
На наружном конце вала с помощью шпонки 3 и фиксирующей гайки 1 закреплено зубчатое колесо 2 привода.
На шлицах внутреннего конца вала установлен ротор 20, в радиальные пазы которого вставлены лопасти 18.
Ротор с лопастями находится внутри статора 19. Статор с распределительным диском 17 и крышкой 13 крепится к корпусу 23 насоса четырьмя стяжными болтами.
Правильное положение статора с распределительным диском относительно корпуса насоса обеспечивается двумя установочными штифтами.

В крышке насоса расположены два клапана: перепускной и предохранительный. Перепускной клапан 16 ограничивает производительность насоса при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Предохранительный клапан, размещенный внутри перепускного клапана, ограничивает давление масла, когда оно достигает 8,5…9,0 МПа.

Сверху насос закрыт коллектором 12, служащим для снижения уровня шума и изнашивания деталей насоса в результате кавитации.

В бачке насоса расположен сетчатый фильтрующий элемент 11 и заливной фильтр 9. Бачок закрывается крышкой 8, в которой имеется сапун 10.

При вращении вала насоса лопасти, перемещаясь в пазах ротора под действием центробежных сил и давления масла, поступающего в пространство под ними, постоянно прижимаются к внутренней криволинейной поверхности статора.
Между лопастями 18, ротором 20 и неподвижными поверхностями статора 19 образуются камеры переменного объема, которые, проходя мимо зон всасывания, заполняются маслом. При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется в нагнетательную полость через отверстия в распределительном диске.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя вследствие сопротивления отверстия а образуется разность давлений в полости перед перепускным клапаном 16 и за клапаном.
Перепад давлений тем больше, чем больше масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от величины давления. При определенной разности давлений клапан, сжимая пружину 14, перемещается вправо и открывает выход масло в бачок через коллектор.
Таким образом подача масла в систему ограничивается.
При срабатывании предохранительного клапана давление в полости справа от перепускного клапана падает, что приводит к его смещению в сторону пониженного давления и перепусканию части масла в бачок, а следовательно, к снижению давления в системе.

Радиатор охлаждения масла и трубопроводы

Радиатор 1 ( рис. 1 ) предназначен для охлаждения масла, циркулирующего в гидравлическом усилителе рулевого управления. Он представляет собой изогнутую оребренную трубку, изготовленную из алюминиевого сплава.
Подвод масла в систему и отвод осуществляется по трубопроводам, в качестве которых применяются стальные трубки и резиновые рукава высокого и низкого давления.

Выключатель давления усилителя рулевого управления

Принципиальная схема усилителя и его компоновка на автомобиле

На рис. 1 изображена схема гидроусилителя. При вращении рулевого колеса сошка, перемещаясь вперед или назад, в зависимости от направления поворота сдвигает золотник. Гребешки золотника перекрывают или открывают соответствующие каналы и направляют жидкость в силовой цилиндр. Поршень цилиндра, перемещаясь, поворачивает управляемые колеса и одновременно передвигает корпус золотника так, что распределитель прекращает подачу жидкости в силовой цилиндр. Чтобы продолжать поворот колес, водитель должен повернуть рулевое колесо на больший угол для дополнительного смещения золотника относительно корпуса. Смещаясь вперед или назад относительно корпуса, золотник распределителя преодолевает сопротивление деталей 2, определяемое силой предварительного сжатия центрирующих пружин 1 и давлением жидкости в полостях за деталями 2.


Рис. 1. Принципиальная схема усилителя рулевого управления: Δt — зазор, на который необходимо сместить золотник для включения усилителя

С повышением сопротивления колес повороту увеличивается давление в рабочей полости силового цилиндра и в напорной магистрали насоса, связанной с полостями, находящимися за деталями 2. Давление в этих полостях также возрастает, что приводит в конечном счете к необходимости приложить большее усилие к рулевому колесу. Это свойство усилителей называется реактивным действием. У водителей благодаря ему создается так называемое чувство дороги (чем больше момент сопротивления управляемых колес повороту, тем больше усилие на рулевом колесе). В дальнейшем детали 2 распределителей будем «называть реактивными элементами, а полости, расположенные за деталями 2,- реактивными полостями, активные площади реактивных элементов — реактивными площадями.

Золотник 3 служит для ограничения реактивного действия. При повышении давления в одной из полостей силового цилиндра золотник смещается, сжимая одну из пружин 4, и прерывает доступ жидкости в реактивную полость. Давление, при котором происходит ограничение реактивного действия, определяется предварительным сжатием пружин 4.

Распределители гидроусилителей могут быть выполнены с центрирующими пружинами, но без реактивных элементов; с реактивными элементами, но без центрирующих пружин или с тем и другим, без ограничения реактивного действия или с ограниченным реактивным действием, как в рассмотренной схеме.

В систему усилителя, кроме распределителя и силового цилиндра, входят насос высокого давления, бачок с резервным количеством масла, фильтр и трубопроводы. Некоторые системы имеют также радиатор, а некоторые — аккумулятор давления. Обычно аккумулятор вводится в систему усилителя в тех случаях, когда гидронасос питает не только усилитель, но и какие-либо другие агрегаты автомобиля. Схема работы усилителя и конструкция распределителя при этом несколько меняются.

Если у усилителя с индивидуальным гидронасосом жидкость постоянно циркулирует по замкнутой траектории: насос — распределитель — насос и рабочие окна золотника открыты для прохода жидкости при нейтральном положении золотника (см. рис. 1), то в системе с аккумулятором жидкость расходуется только в момент поворота рулевого колеса, а рабочие окна распределителя закрыты кромками золотника до начала поворота. Системы первого типа называются системами с открытым центром, а вторые — с закрытым центром. Схемы с открытым центром распространены гораздо больше.

Читать еще:  Выключатель делителя камаз устройство

В связи с тем, что рулевое управление с гидроусилителем является следящей системой с обратной связью, вопросы взаимного расположения отдельных узлов системы на автомобиле приобретают существенное значение, так как от характера связей между ними зависит быстродействие системы и ее устойчивость.

Компонуя усилитель на автомобиле, конструктору приходится учитывать несколько противоположных факторов. Во-первых, целесообразно располагать распределитель ближе к рулевому колесу, а силовой цилиндр — к управляемым колесам. В этом случае угол, на который нужно повернуть рулевое колесо, чтобы переместить золотник на величину свободного хода, невелик, а силовая нагрузка от усилителя передается малым числом звеньев рулевого привода. Однако, чем ближе один к другому расположены распределитель и силовой цилиндр, тем на меньшее время задерживается включение усилителя по сравнению с распределителем, тем плавнее он включается и тем больше устойчивость работы всего управления в целом.

Во-вторых, с точки зрения экономии металла, выгодно иметь усилитель и распределитель встроенными в картер рулевого механизма, но это усложняет конструкцию и затрудняет компоновку усилителя.

В зависимости от значимости того или иного фактора применяется одна из четырех рассмотренных ниже схем компоновок, отличающихся взаимным расположением на автомобиле рулевого механизма, распределителя, привода к нему и гидроцилиндра.

Первая схема компоновки характеризуется совместным расположением (в одном агрегате) рулевого механизма, привода к распределителю распределителя и силового цилиндра. Будем называть этот агрегат гидромеханический рулевой механизм. Рулевой механизм этого типа, установленный на автомобиле ЗИЛ-130, показан на рис. 2, а распределитель усилителя — на рис. 3.


Рис. 2. рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 со встроенным гидроусилителем

У гидромеханического рулевого механизма силовой цилиндр обычно действует на вал сошки, освобождая рулевую пару от силовых нагрузок. Вал сошки нагружается полностью моментом» необходимым для поворота управляемых колес.

Преимущества такой компоновки — компактность, минимальное количество трубопроводов, малое время срабатывания усилителя, а также отсутствие у усилителя склонности к возбуждению колебаний управляемых колес. К недостаткам этой компоновки следует отнести необходимость изготовления нового сложного агрегата вместо стандартного рулевого механизма, невозможность использовать этот рулевой механизм на автомобилях, на которых не требуется усилитель или нужен усилитель большей мощности.


Рис. 3. Схема распределителя усилителя ЗИЛ-130 (позиции 4-7 см. рис. 2)

Все автомобили в принципе могут быть оборудованы усилителями типа гидромеханический рулевой механизм. Однако на автомобилях с нагрузкой на управляемую ось более 5-6 Т применение такой компоновки нецелесообразно ввиду того, что удары со стороны дороги, создающие момент относительно шкворней, воспринимаются валом сошки и передаются на картер. Это требует чрезмерного усиления кронштейна и рамы автомобиля в месте крепления.

Ко второй схеме компоновки можно отнести усилители с распределителем, приводом к нему и силовым цилиндром, заключенными в одном картере, но отдельно от картера рулевой пары. На рис. 4 изображен такого типа гидроусилитель, используемый на автомобиле БелАЗ-540.


Рис. 4. усилитель рулевого управления автомобиля БелАз-540: а — общий вид; б — схема распределителя

Несколько вариантов компоновок усилителя на автомобилях и автобусах показаны на рис. 5.

Силовые цилиндры усилителей корпусом связаны с продольной или поперечной (у легковых автомобилей) тягой, а штоком — с кронштейном на раме автомобиля. Сошка рулевого механизма связана с золотником или клапаном распределителя шаровым пальцем. Усилитель позволяет использовать стандартный руле-вой механизм без большого увеличения длины трубопроводов по сравнению с гидромеханическим рулевым механизмом. Склонность к возбуждению колебаний управляемых колес у такого усилителя незначительна.


Рис. 5. Возможные варианты компоновок усилителя типа БелАЗ-540 на автомобилях и автобусах

Недостаток компоновки — большая, чем у гидромеханического рулевого механизма масса и ограниченная возможность в расположении усилителя в цепи звеньев рулевого привода, так как шаровой палец сошки или тяги, с ней связанной, должен управлять золотником.

Третья схема компоновки — раздельное расположение механизма рулевого управления, силового цилиндра и распределителя. Последняя схема требует большого количества трубопроводов, но позволяет использовать стандартный рулевой механизм любой конструкции и допускает большую свободу в размещении силового цилиндра и распределителя.


Рис. 6. Усилитель ГАЗ-13 ‘Чайка’ с раздельным расположением рулевого механизма, распределителя и силового цилиндра

Принципиально силовые цилиндры могут быть подсоединены к любому звену системы рулевого управления, расположенному за распределителем, ближе к управляемым колесам автомобиля, считая от рулевого колеса. По такой схеме скомпонованы усилители автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» (рис. 6, 7) и ГАЗ 66. Распределитель на грузовом автомобиле ГАЗ-66 размещен в продольной тяге, а силовой цилиндр — на переднем мосту.


Рис. 7. Схема работы распределителя усилителя ГАЗ-13 ‘Чайка’ при повороте налево

По четвертой схеме скомпонованы усилители грузового автомобиля «Урал-375», некоторых американских и европейских автомобилей, например, автомобиля GMC-980 и автобуса Берлие (рис. 8). У этих усилителей распределители расположены в картере рулевого механизма, а силовые цилиндры — в рулевом приводе. При компоновке усилителя по такой схеме сокращается число гибких шлангов, но необходим специальный картер рулевого механизма.


Рис. 8. Рулевой механизм с гидроусилителем автобуса Берлие

Усилители, скомпонованные по третьей и четвертой схемам, склонны к возбуждению колебаний управляемых колес, особенно в тех случаях, когда силовой цилиндр действует не на сошку или продольную тягу, а на поперечную тягу или правую цапфу (при левом расположении рулевого механизма). Для уменьшения возможности автоколебаний распределитель и усилитель следует располагать возможно ближе один к другому в кинематической цепи рулевого привода.

На грузовых автомобилях особо большой грузоподъемности (с нагрузкой на переднюю ось более 5 Т) гидромеханические рулевые механизмы используются крайне редко, так как вся силовая нагрузка передается через детали рулевого механизма. На них применяются усилители, скомпонованные по второй или четвертой схеме.

На грузовых автомобилях большой грузоподъемности (с нагрузкой на переднюю ось 3-5 Т) устанавливают в основном усилители, скомпонованные по первой, второй и четвертой схемам.

На грузовых автомобилях средней грузоподъемности (с нагрузкой на переднюю ось 2-3 Т) и легковых автомобилях среднего класса усилители компонуют по третьей схеме, так как можно применить рулевой механизм с усилителем или без нега. На легковых автомобилях высокого класса устанавливаются в основном гидромеханические рулевые механизмы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector