Ivalt.ru

И-Вольт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор громкости с выключателем питания

РЕГУЛЯТОРЫ ГРОМКОСТИ

Для сетей 70В; мощность линии до 120 Вт; моно; 11 шагов регулировки; реле 24В; разъем Euroblock 6-pin;корпус белый; размеры 115х70х50 мм; вес 0,41 кг.

Для сетей 70В; мощность линии до 60 Вт; моно; 11 шагов регулировки; реле 24В; разъем Euroblock 6-pin;корпус белый; размеры 115х70х49 мм; вес 0,41 кг.

Для сетей 70В; мощность линии до 30 Вт; моно; 11 шагов регулировки; реле 24В; разъем Euroblock 6-pin;корпус белый; размеры 115х70х47 мм; вес 0,37 кг.

Совместимость — D-VOL120, D-VOL60, D-VOL30.

Четырехканальный регулятор громкости, 4 х (2 х 40) Вт, 16 Ом, 210 x 46 x 185 мм, 1.15 кг.

Многоканальный регулятор громкости, 100 Вольт, 6 x 120 Вт, включение реле обхода аттенюаторов (+24В), 88 x 483 x 230 мм.

Многоканальный регулятор громкости, 100 Вольт, 6 x 60 Вт, включение реле обхода аттенюаторов (+24В), 88 x 483 x 230 мм.

Встраиваемый стереофонический (двухканальный) аттенюатор громкости 2 x 40 Вт / 4 Ома, 10 ступеней регулировки уровня сигнала, 80 x 80 x 76 мм.

Встраиваемый аттенюатор 20 Вт / 100В, 11 ступеней регулировки уровня сигнала, реле обхода (+24В),80 x 80 x 50 мм.

Встраиваемый аттенюатор 40 Вт / 100В, 11 ступеней регулировки уровня сигнала, реле обхода (+24В),80 x 80 x 50 мм.

Встраиваемый аттенюатор 60 Вт / 100В, 11 ступеней регулировки уровня сигнала, реле обхода (+24В),80 x 80 x 50 мм.

Встраиваемый аттенюатор 120 Вт / 100В, 11 ступеней регулировки уровня сигнала, реле обхода (+24В),80 x 80 x 50 мм.

Встраиваемый регулятор громкости для усилителя CHAMP-3D, 10 кОм, 90 х 90 х 85 мм, 150 г.

Встраиваемый регулятор громкости для усилителя CHAMP-3D, 10 кОм, 90 х 90 х 85 мм, 150 г.

Встраиваемый аттенюатор 30 Вт / 100 В, реле обхода (+24В), 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — белый.

Встраиваемый аттенюатор 30 Вт / 100 В, реле обхода (+24В), 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — черный.

Встраиваемый аттенюатор 30 Вт / 100 В, реле обхода (+24В), 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — оригинальный белый.

Встраиваемый аттенюатор 30 Вт / 100 В, реле обхода (+24В), 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — бежевый.

Встраиваемый аттенюатор 30 Вт / 100 В, реле обхода (+24В), 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — серебристый.

Встраиваемый стереофонический аттенюатор громкости 2х20 Вт/ 4-8-16 Ом, 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — белый.

Встраиваемый стереофонический аттенюатор громкости 2 х 20 Вт/ 4-8-16 Ом, 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — черный.

Встраиваемый стереофонический аттенюатор громкости 2 х 20 Вт/ 4-8-16 Ом, 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — бежевый.

Встраиваемый стереофонический аттенюатор громкости 2 х 20 Вт/ 4-8-16 Ом, 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — серебристый.

Встраиваемый стереофонический аттенюатор громкости 2 х 20 Вт/ 4-8-16 Ом, 90 x 90 x 85 мм, 150 г., цвет — оригинальный белый.

Регуляторы громкости APart.

Предназначены для дистанционного управления громкостью акустических систем или усилителей. Регуляторы громкости звука (аттенюаторы) представляют собой устройства для плавной или ступенчатой регулировки амплитуды аудио-сигнала за счет изменения сопротивления своей цепи.
Бельгийская компания Audioprof N.v предлагает регулятоторы громкости для колонок и громкоговорителей APart, расчитанные на функционирование в 100 В или низкоимпедансных цепях, различной рабочей мощности, количеством регулируемых моно или стерео звуковых каналов (до шести), различных цветов.

APart предлагает следующие серии регуляторов громкости:

  • NIKO VOLUME CONTROLS
  • EURO VOLUME CONTROLS
  • DESKTOP VOLUME CONTROLS
  • 19″ VOLUME CONTROLS

Встраиваемые стеновые регуляторы громкости серии NIKO VOLUME CONTROLS благодаря приятному, мягкому дизайну вписываются в любой интерьер. Применяются для плавной регулировки уровня громкости усилительного оборудования и громкоговорителей, моно или стереосигнала (модель APart N-VOLST).

  • Работают с низкоимпедансными цепями и 100 В трансляционными линиями, реле принудительного включения +24 В реализует возможность подачи тревожного сообщения на громкоговоритель в случае, если регулятор громкости установлен в нулевое положение. Регуляторы громкости APart NIKO устанавливаются в стены, в монтажные боксы E-MODIN и N-MODIN.

Варианты использования: офисные и бизнес-центры, гостиницы, спортивные или жилые комплексы. В зависимости от модели представлены в нескольких цветовых исполнениях: белый, черный, бежевый, серебристый, оригинальный белый.

  • Регулятор громкости APart N-VOL10K ;
  • Регулятор громкости APart N-VOL30 ;
  • Регулятор громкости APart N-VOLST .

Встраиваемые стеновые регуляторы громкости EURO VOLUME CONTROLS отличаются простым и аккуратным внешним видом. Применяются для регулировки уровня моно-сигнала громкоговорителей, работающих в трансляционных линиях 100 В и количество которых определяется максимальной нагрузкой на аттенюатор (20 — 120 Вт).

Модель E-VOLST регулирует громкость стереосигнала в низкоомных цепях.

Аттенюатор снабжен реле принудительного включения, которое позволяет подавать сигнал в обход аттенюатора, даже если положение ручки регулировки находится в положении «0. Регуляторы громкости APart EURO устанавливаются в стены, в монтажные боксы E-MODIN и N-MODIN.

Благодаря своей универсальности, Апарт EURO VOLUME CONTROLS отлично интегрируется в системы «Умный дом», построенные на базе оборудования Gira, Jung и др.

  • Регулятор громкости APart E-VOL120 ;
  • Регулятор громкости APart E-VOL20 ;
  • Регулятор громкости APart E-VOL40 ;
  • Регулятор громкости APart E-VOL60 ;
  • Регулятор громкости APart E-VOLST .

Шестиканальные регуляторы громкости 19″ VOLUME CONTROLS могут устанавливаться в аппаратный шкаф или 19″ рэк-стойку.

Предназначены для работы в 100 В трансляционных линиях, отличаются между собой выходной мощностью на канал: 6 выходов по 60 Вт или 120 Вт.
Регуляторы громкости используются для получения сигнала с одного канала усилителя и его передачи на шесть озвучиваемых зон, с возможностью
управления уровнем звука для каждой зоны.

Регулировка звука — одинадцатиступенчатая, от положения «0» до максимального значения громкости. Предусмотрена возможность подключения напряжения +24В с усилителя для включения реле обхода аттенюаторов. Цвет черный.

  • Шестиканальный регулятор громкости APart 19-VOL6120 ;
  • Шестиканальный регулятор громкости APart 19- VOL66 .

Серия APart DESKTOP VOLUME CONTROLS представлена единственным устройством: четырехканальным регулятором громкости стерео-сигнала Hi-Fi класса APart SVC4.

Апарт SVC4 настольного исполнения, подключается к низкоимпедансным выходам профессиональных усилителей мощности для передачи стереозвука на четыре озвучиваемых зоны.

Регулировка звука на каждом канале — пятиступенчатая, присутствуют кнопки отключения звука «MUTE» для каждой зоны.
Цвет — черный.

  • Четырехканальный регулятор громкости APart SVC4;

Регулятор громкости с выключателем питания

В этой статье вниманию читателей предлагается ряд различных по схемотехнике и функциональным возможностям регуляторов тембра, которые могут быть использованы радиолюбителями при разработке и модернизации звуковоспроизводящей аппаратуры.

Основной недостаток еще недавно популярных активных регуляторов тембра состоит в использовании глубокой частотно-зависимой ООС и больших дополнительных искажениях, вносимых ими в регулируемый сигнал. Вот почему в высококачественной аппаратуре желательно применять пассивные регуляторы. Правда, и они не лишены недостатков. Самый крупный из них — значительное затухание сигнала, соответствующее диапазону регулирования. Но так как глубина регулирования тембра в современной звуковоспроизводящей аппаратуре невелика (не более 8. 10 дБ), то в большинстве случаев вводить в тракт сигнала дополнительные каскады усиления не требуется.

Читать еще:  Abb механизм выключателя future

Другой, не столь существенный недостаток таких регуляторов — необходимость применения переменных резисторов с экспоненциальной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «В»), обеспечивающих плавное регулирование. Однако простота конструкции и высокие качественные показатели все же склоняют конструкторов к применению именно пассивных регуляторов тембра.

Следует отметить, что эти регуляторы требуют низкого выходного сопротивления предшествующего им каскада и высокого входного сопротивления последующего.

Разработанный английским инженером Баксандалом еще в 1952 г. регулятор тембра [1] стал, пожалуй, самым распространенным частотным корректором в электроакустике. Классический его вариант состоит из образующих мост двух звеньев фильтра первого порядка — низкочастотного R1C1R3C2R2 и высокочастотного C3R5C4R6R7 (рис. 1,а). Аппроксимированные логарифмические ампли-тудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора показаны на рис. 1 ,б. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба ЛАЧХ.


Puc.1

Теоретически максимально достижимая крутизна АЧХ для звеньев первого порядка составляет 6 дБ на октаву, но при практически реализуемых характеристиках из-за незначительного различия частот перегиба (не более декады) и влияния предшествующих и последующих каскадов она не превышает 4. 5 дБ на октаву. При регулировании тембра фильтр Баксандала меняет только наклон АЧХ без изменения частот перегиба. Вносимое регулятором на средних частотах затухание определяется соотношением n=R1/R3. Диапазон регулирования АЧХ при этом зависит не только от величины затухания п, но и от выбора частот перегиба частотной характеристики, поэтому для его увеличения частоты перегиба устанавливают в области средних частот, что, в свою очередь, чревато взаимным влиянием регулировок.

В традиционном варианте рассматриваемого регулятора R1/R3=C2/C1= =C4/C3=R5/R6=n, R2=R7=n-R1. При этом достигается приблизительное совпадение частот перегиба АЧХ в области ее подъема и спада (в общем случае они различны), что обеспечивает относительно симметричное регулирование АЧХ (спад даже в этом случае неизбежно получается более крутым и протяженным). При обычно используемом п=10 (для этого случая указаны минимальные значения номиналов элементов на рис. 1,а-3,а) и выборе частот раздела вблизи 1 кГц регулирование тембра на частотах 100 Гц и 10 кГц относительно частоты 1 кГц составляет ±14. 18дБ. Как отмечалось выше, для достижения плавного регулирования переменные резисторы R2, R7 должны иметь экспоненциальную характеристику регулирования (группа «В») и, кроме того, для получения линейной АЧХ в среднем положении движков регуляторов соотношение сопротивлений верхнего и нижнего (по схеме) участков переменных резисторов также должно быть равно п. При «хайэндовском» п=2. 3, что соответствует диапазону регулирования ±4. 8 дБ, вполне допустимо использовать переменные резисторы с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «А»), но при этом несколько огрубляется регулировка в области спада АЧХ и растягивается в области подъема, а плоская АЧХ получается отнюдь не в среднем положении движков регуляторов. С другой стороны, сопротивление секций сдвоенных переменных резисторов с линейной зависимостью лучше согласовано, что уменьшает рассогласование АЧХ каналов стереофонического усилителя, так что неравномерное регулирование в этом случае можно считать допустимым.

Наличие резистора R4 не принципиально, его назначение — снизить взаимное влияние звеньев и сблизить частоты перегиба АЧХ в области высших звуковых частот. Как правило, R4= =(0,3. 1,2)’R1. Как показано ниже, от него в ряде случаев можно вообще отказаться. Для снижения влияния на регулятор предшествующих и последующих каскадов их выходное Rвых и входное Rвх сопротивления должны быть соответственно Rвых >R2.

Приведенный «базовый» вариант регулятора громкости применяется обычно в радиоаппаратуре высокого класса. В бытовой аппаратуре используют несколько упрощенный вариант (рис. 2,а). Аппроксимированные логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора приведены на рис. 2,6. Упрощение его высокочастотного звена привело к некоторой расплывчатости регулирования в области высших частот и к более заметному влиянию предшествующего и последующего каскадов на АЧХ в этой области.


Puc.2

Подобный корректор при п=2 (с переменными резисторами группы «А») был особенно популярен в простых любительских усилителях [2] конца 60-х — начала 70-х годов (главным образом, из-за малого затухания), но вскоре величина п возросла до привычных сегодня значении. Все сказанное выше относительно диапазона регулирования, согласования и выбора регуляторов справедливо и для упрощенного варианта корректора.

Если отказаться от требования симметричного регулирования АЧХ на участках их подъема и спада (кстати, необходимость спада практически не возникает), то можно еще более упростить схему (рис. 3,а). Приведенные на рис. З.б ЛАЧХ регулятора соответствуют крайним положениям движков резисторов R2, R4. Достоинство такого регулятора — простота, но поскольку все его характеристики взаимосвязаны, для удобства регулирования целесообразно выбирать п=3. 10. С ростом п крутизна подъема растет, а спада — снижается. Все сказанное выше о традиционных вариантах корректора Баксандала в полной мере относится и к этому, предельно упрощенному варианту.


Puc.3

Однако схема регулятора тембра Баксандала и ее варианты — отнюдь не единственная возможная реализация пассивного двухполосного регулятора тембра. Вторая группа регуляторов выполнена не на базе мостов, а на базе частотно-зависимого делителя напряжения. В качестве примера изящного схемотехнического решения регулятора можно привести темброблок, в свое время использовавшийся в различных вариациях в ламповых усилителях электрогитар. «Изюминкой» данного регулятора является изменение частот перегиба АЧХ в процессе регулирования тембра, что приводит к интересным эффектам в звучании «классической» электрогитары. Базовая его схема изображена на рис. 4,а, а аппроксимированные ЛАЧХ — на рис. 4,6. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба.


Puc.4

Нетрудно заметить, что регулировка в области низших звуковых частот изменяет частоты перегиба, не меняя наклон АЧХ. Когда движок переменного резистора R4 находится в нижнем (по схеме) положении, АЧХ на низших частотах линейна. При перемещении же движка вверх на ней появляется подъем, причем точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низких частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R4 начинает шунтировать резистор R2, что вызывает сдвиг высокочастотной точки перегиба в область более высоких частот. Таким образом, при регулировании подъем низких частот дополняется спадом средних. Регулятор высших звуковых частот представляет собой простейший фильтр первого порядка и особенностей не имеет.

На базе этой схемы можно построить несколько вариантов темброблоков, позволяющих регулировать АЧХ в области низших и высших частот. Причем в области низших частот возможен и подъем, и спад АЧХ, а на высших — только подъем.

Вариант темброблока с регулированием частоты перегиба АЧХ в низкочастотной области показан на рис. 5,а, его ЛАЧХ — на рис. 5,6. Резистор R2 регулирует частоту перегиба АЧХ, a R5 — ее наклон. Совместное действие регуляторов позволяет получить значительные пределы и большую гибкость регулирования.

Читать еще:  Автоматические выключатели 3rv siemens каталог 2015


Puc.5

Схема упрощенного варианта темброблока приведена на рис. 6,а, его ЛАЧХ — на рис. 6,6. Он представляет собой, в сущности, гибрид низкочастотного звена темброблока, показанного на рис. 3,а, и высокочастотного звена темброблока, показанного на рис.4,а.


Puc.6

Объединив функции регулирования АЧХ в низкочастотной и высокочастотной областях, можно получить простой комбинированный регулятор тембра с одним органом управления, весьма удобный для применения в радиоприемной и автомобильной аппаратуре. Его принципиальная схема показана на рис. 7,а и ЛАЧХ — на рис. 7,6. В нижнем (по схеме) положении движка переменного резистора R1 АЧХ близка к линейной во всем диапазоне частот. При перемещении .его вверх появляется подъем на низших частотах, причем низкочастотная точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низших частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R1 включает в работу конденсатор С1, что приводит к подъему высших частот.


Puc.7

При замене переменного резистора R1 переключателем (рис. 8,а и 8,6) рассмотренный регулятор превращается в простейший тон-регистр (положение 1 — classic; 2 — jazz; 3 — rock), популярный в 50-х — 60-х годах и вновь используемый в эквалайзерах магнитол и музыкальных центров в 90-х.


Puc.8

Несмотря на то что о регулировании тембра, казалось бы, все давно уже сказано, многообразие пассивных корректирующих цепей не исчерпывается предложенными вариантами. Немало забытых схемотехнических решений переживают сейчас второе рождение на новом качественном уровне. Весьма перспективен, например, регулятор громкости с раздельной регулировкой тонкомпенсации по низким и высоким частотам [З].

1. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике (пер. с нем.). — М.: Мир, 1991, с. 151-153.

2. Крылов Г. Широкополосный УНЧ. — Радио, 1973, N 9, c.56,57.

3. Шихатов А. Комбинированный блок регулирования АЧХ. — Радио, 1993, N 7, с. 16.

А. ШИХАТОВ, г. Москва

Не плохой обзорчик, однако упущен еще один вариант регулятора, принципиальная схема приведена ниже. Единственным недостатком этого регулятора громкости-тембра является необходимость выходного каскада предварительных усилителей способного работать на нагрузку 10к, поскольку при минимальном уровне громкости движок переменного резистора будет соединем с общим проводом.

Регуляторы громкости CVGaudio

Аварийное реле обхода:

Кнопочный селектор 100 В зон озвучивания и оповещения; макс. 10 зон — 2 УМ по 5 зон или 1 УМ на 10 зон; макс. мощность — 2 х 500 Вт или 1 х 1000 Вт; светодиодная индикация; электропитание 220 В, 50/60 Гц; металлический RACK корпус 430х44х200 (1 U); 3.7 кг.

Встраиваемый; 30 Вт; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В; цвет белый; размеры 80х80х67 мм; вес 260 г.

Встраиваемый; 60 Вт; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В; цвет белый; размеры 80х80х69 мм; вес 340 г.

Встраиваемый; 100 Вт; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В; цвет белый; размеры 80х80х67 мм; вес 430 г.

Встраиваемый; 120 Вт; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В; цвет белый; размеры 80х80х73 мм; вес 430 г.

Рэковый; 6 каналов; мощность 60 Вт на канал; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В для каждого канала; цвет черный; размеры 2U 430х100х88 мм; вес 3,3 кг

Рэковый; 6 каналов; мощность 120 Вт на канал; 11 позиций регулировки; только для сети 100 В; реле аварийного оповещения 24 В для каждого канала; цвет черный; размеры 2U 430х100х88 мм; вес 4,5 кг

Встраиваемый; 100 Вт (стерео); 11 позиций регулировки + off; только для низкоомного подключения 4-16 Ом; цвет белый; размеры 114х70х70 мм; вес 500 г.

8 зон; регулятор громкости; цифровой дисплей; максимальная длина трассы 150 м; рекомендуемые кабели CAT5e / CAT6; порт подключения RJ45; питание +24 В (до 100 м питание от матрицы по витой паре); полированная алюминиевая лицевая панель; размеры 86 x 86 x 33 мм; вес 73 г; монтажная коробка и винты в комплекте.

8 зон; регулятор громкости; цифровой дисплей; максимальная длина трассы 150 м; рекомендуемые кабели CAT5e / CAT6; порт подключения RJ45; питание +24 В (до 100 м питание от матрицы по витой паре); лицевая панель из белого пластика; размеры 86 x 86 x 33 мм; вес 73 г; монтажная коробка и винты в комплекте.

8 зон; регуляторы громкости; цифровой дисплей; линейный вход 2 х RCA; микрофонный вход XLR; максимальная длина трассы 150 м; рекомендуемые кабели CAT5e / CAT6; порт подключения RJ45; питание +24 В (до 100 м питание от матрицы по витой паре); полированная алюминиевая лицевая панель; размеры 86 x 146 x 33 мм; вес 153 г; монтажная коробка и винты в комплекте.

8 зон; регуляторы громкости; цифровой дисплей; линейный вход 2 х RCA; микрофонный вход XLR; максимальная длина трассы 150 м; рекомендуемые кабели CAT5e / CAT6; порт подключения RJ45; питание +24 В (до 100 м питание от матрицы по витой паре); лицевая панель из белого пластика; размеры 86 x 146 x 33 мм; вес 153 г; монтажная коробка и винты в комплекте.

Максимальная длина трассы 100 м; коммутация UTP cat 5E / PROCAST Cable BMC 6/20/0.12 / PROCAST Cable BMC 6/60/0.08; разъем подключения — колодка 3-pin; размеры регуляторы 88 x 88 x 5 мм (металл); размеры монтажной коробки 49 x 74 мм (металл); цвет белый; монтажная коробка в комплекте.

Для настенных регуляторов громкости; состоит из: лицевой панели, рамки и ручки регулятора; совместимость с моделями серии VA; материал ABS пластик; цвет черный.

Регулятор громкости с выключателем питания

В своей предыдущей статье о модернизации усилителя Kenwood я упоминал о замене регулятора громкости на более качественный. В роли такого был выбран уже хорошо зарекомендовавший себя лестничный аттенюатор им. А.Никитина. Так как устройство пользуется популятростью у любителей хорошего звука, выкладываю описание моего опыта его повторения.

Автор: aleyer

Не буду вдаваться в многословные описания различных способов организации регулировки громкости в усилителе, скажу, что по совокупности характеристик, регулятор по схеме А. Никитина является одним из самых интересных вариантов. При использовании хороших комплектующих и правильно разведенной платы, он обеспечивает меньшее влияние на сигнал, чем популярные потенциометры, имеет постоянное входное сопротивление, больше ступеней регулировки, чем дискретные регуляторы типа DACT и большую надежность в аварийных ситуациях (как например подача с источника половины питающего напряжения, что однажды случилось у меня), чем электронные регуляторы. Есть и еще один плюс. Плату с регулятором громкости можно расположить непосредственно у платы УМ, а органы управления вывести на переднюю панель, не беспокоясь о возможных наводках на длинные провода и не усложняя конструкцию „удлинителем“ для вала потенциометра.

Читать еще:  Вакуумный выключатель саратовского завода контакте

Авторское описание регулятора и принцип его работы находятся в СТАТЬЕ, опубликованной в журнале РадиоХобби 2/2002г. В статье очень доходчиво описано устройство РГ, однако не приведен способ управления релюхами. При желании можно собрать схему управления регулятором с применением логики, но мне больше по душе микроконтроллеры. Остановился я на представителях семейства ATtiny. Преимущество управления при помощи МК, заключается в том, что можно выбрать и реализовать в прошивке любой способ управления громкостью: кнопками, с пульта дистанционного управления, при помощи потенциометра, либо энкодера.

По моему мнению, самыми оптимальными являются 2 варианта: при помощи потенциометра и пульта ДУ. Кнопки на передней панели усилителя не позволяют быстро изменить уровень громкости на значительную величину, в отличие от потенциометра, который за секунду можно повернуть на любой угол. Управление при помощи энкодера, по сравнению с потенциометром, лишает пользователя одного удобства — с потенциометром всегда видно, какой у усилителя выбран уровень громкости, даже без дополнительной индикации и при выключенном усилителе. Ну а пультом ДУ можно пользоваться на расстоянии, этот плюс очевиден.

В моем случае, главным условием была максимальная компактность готового устройства. На плате должны были размещаться 6 реле, а также 2 микросхемки: микроконтроллер, через который будет совершаться управление реле, и 7-канальный драйвер реле ULN2003. Естественно, варианты установки микросхем в DIP корпусах были изначально отброшены из соображений экономии места на плате. Вторым условием было то, что для управления устройством предполагалось использовать родную ручку регулятора громкости, правда, уже с другим потенциометром, также максимально компактным. В качестве МК был выбран ATtiny44A в корпусе SO14, так как он идеально подходил для проекта, как по расположению пинов, так и по наличию АЦП, который нужен для реализации управления громкостью при помощи потенциометра. ATtiny24 также подходил, но разница в цене была минимальна, поэтому выбрал МК с большим объемом памяти. Старые версии чипов (без буквы А) также подходят.

В итоге получились такие схемки:

1 — лестничный аттенюатор с управлением на МК

2 — стабилизированное питания для реле и микросхем

Cхемы можно также скачать в проекте EAGLE.

Первым, что было готово, стала прошивка для МК. Управление осуществляется при помощи подключаемых к плате одиночного потенциометра с линейной характеристикой (например на 10кОм). Для предотвращения щелчков в колонках при изменении уровня громкости применен алгоритм, который заключается в том, что при переключении реле сначала включаются те, которые устанавливают новый уровень громкости ослабляя сигнал, а через пару миллисекунд выключаются предущие. Это не помогло на 100% избавиться от щелчков, они есть, но настолько тихие, что при нормальном использовании незаметны. Более того, если плавно крутить ручку потенциометра, когда играет музыка, то громкость изменяется очень плавно. В прошивку также был добавлен код для управления громкостью при помощи пульта ДУ стандарта RC5 (кнопками vol+, vol- и mute). Сам приемник для пульта (TSOP4838) впоследствии успешно разместился под передней панелью без необходимости его доработки.

Алгоритм работы, заложенный в прошивке, достаточно прост. При включении выставляется уровень громкости в соответствии с положением ручки потенциометра. Если пользователь покрутил ручку потенциометра – громкость меняется. Если воспользовался регулировкой громкости с пульта ДУ – громкость также соответственно изменяется. Пока ручку не трогают, используется уровень громкости, выставленный с пульта. После процедуры изменения уровня громкости (то есть переключения реле) я поставил задержку для того, чтобы при кручении ручки потенциометра реле беспорядочно не переключались. Величину задержки я выбрал на слух, так чтобы реле не переключались ни слишком часто, ни слишком редко.

Далее была разведена плата под рекомендованные многими, как одни из лучших для этого применения, реле Fujitsu-Takamisawa RY12W-K и SMD-резисторы. Разводка платы далеко не идеальна, и уж тем более не универсальна, но главным условием были минимальные размеры и ради этого чем-то пришлось пожертвовать. Впрочем, я постарался учесть все рекомендации по питанию МК. Крепление платы внутри усилителя сделано при помощи двух штырьков от разъема, одной стороной они запаиваются в плату РГ, второй — в плату усилителя. Соединение входа, выхода и сигнальной земли платы РГ с платой усилителя — при помощи МГТФ сечением 0,35мм², которые идут прямо между плат. Как вариант, можно совместить платы РГ и селектора входов и разместить их непосредственно у (или на) входных разъемах RCA. Платы я заказал на производстве, все-таки, это того стоит.

Что касается диапазона регулировки громкости, стандартные варианты, когда 6 реле обеспечивали ослабление с шагом в 1дБ в диапазоне от 0 до -63дБ, либо в 2дБ в диапазоне от 0 до -127дБ, показались мне неудачными. Максимальное ослабление в -127дБ чрезмерно, а в -64дБ, по крайней мере для меня, недостаточно, так как я люблю слушать музыку ночью, с уровнем где-то в -80..-70дБ. Проверить это мне помог плеер Foobar2000, в котором можно регулировать громкость, имея перед глазами текущий уровень громкости, выраженный в дБ (громкость на усилителе во время этого теста устанавливается на максимум). После недолгих размышлений было выбрано простое и гениальное решение проблемы: шаг увеличивался в 1,5 раза. Таким образом, ступени характеризуются ослаблением в -1,5 -3 -6 -12 -24 и -48дБ, а максимальное ослабление составило 94,5дБ. Необходимые номиналы резисторов для РГ рассчитывались в Excel, а на практике получались путем запараллеливания пар из 1%-х резисторов типоразмера 1206.

Для выполнения логарифмического закона регулирования, необходимо что бы входные сопротивления регулятора и усилителя мощности были равны. Этого можно добиться пересчетом резистивной матрицы под необходимое входное сопротиление регулятора, либо впаиванием параллельно выходу РГ резистора необходимого номинала (например, при сопротивлениях РГ 10кОм и усилителя 100кОм необходимо впаять резистор 11кОм). Увеличивать сопротивление РГ не стоит, так как через контакты реле в этом случае будет проходить слишком малый ток, что может привносить искажения в сигнал. Хочу отметить, что рекомендуется использовать более качественные резисторы, чем обычные толстопленочные, с более высокими показателями стабильности и большей точностью (тонкопленочные, MELF), но мне не удалось достать нужные номиналы. Резисторы по сопротивлению следует подбирать в пары. Я поленился это сделать и в результате получил при определенном уровне громкости (когда включено только одно реле) ощутимый перекос баланса.

Ниже представлена таблица с номиналами резисторов для РГ входным сопротивлением 10кОм. Для пересчета под другое сопротивление можно воспользоваться прилагаемым Excel-калькулятором.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector