Ivalt.ru

И-Вольт
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфемное строение слова выключатель

6. Морфемная структура слова в синхроннои и диахроническом аспектах.

Предметом изучения в морфемике является весь состав морфем, имеющихся в том или ином языке. Термин морфема ввел Бодуэн де Куртене.

Морфема – единица языка, наименьшая неделимая часть слова, обладающая значением. Признаки: Имеет значение, минимальная, план содержания и выражения, воспроизводимость (повторяемость).

Отличие от фонемы: 1) Фонема является односторонней, одноплановой языковой единицей: будучи минимальной единицей плана выражения языка, она лишена своего собственного значения. Морфема – минимальная двусторонняя единица языка, имеет свое определенное значение – план содержания. 2) Если фонема линейно НЕРАЗЛОЖИМА, то морфему, как правило, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ на отдельные фонемы.

Отличие от слова: 1) слово отражает понятие, а морфема нет. 2) слово имеет план выражения и содержания, а морфема имеет план содержания но план выражения мб 0. 3) слово членится на морфемы, а морфемы членятся на морфы.

Морф – конкретная реализация морфемы в речи. Виды морфов: 1) варианты – одинаковое значение и позиция в словоформе. ПР: кое-как – кой-как. 2) алломорфы – одинаковое значение, не одинаковая позиция в словоформе, не заменяемы. ПР: бескровный – безбровый. Также бывают материально выраженные и нулевые.

Типы морфем по их роли в организации слова: 1) корневые – обязательные, составляют смысловое ядро, имеют значение, могут употребляться самостоятельно или в сопровождении аффиксов). 2) аффиксальные — необязательные, имеют доп.значение, не могут употребляться самостоятельно. Это приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс.

Типы морфем по степени свободы функционирования: 1) свободные – могут употребляться без аффиксов (корень=основа, корень+окончание) ПР: лес, дом. 2) связанные – не могут употребляться без аффиксов (корень+префикс или суффикс) ПР: зарядить, разряжу.

Виды аффиксов по их позиции в слове: 1) префикс – морфема, которая находится перед корнем или другим префиксом. Только матер.выраженный, одно- и многозначные, простые и сложные по структуре, имеют алломорфы и варианты. 2) суффикс – морфема, которая находится после корня или другого суффикса. Мб матер.выраженные/нулевые, одно- и многозначные, простые и сложные, имеют алломорфы и варианты. 3) флексия – морфема, которая находится после корня или суффикса и служит для связи словоформы с другой словоформой. Мб матер.выраженные/нулевые, одно- и многозначные, имеют омонимы, имеют алломорфы и варианты. 4) постфикс – морфема, которая находится после флексии или суффикса. ПР: радуюСЬ, пойдемТЕ. Материально выраж., однозначные, простые по структуре, имеют алломорфы. 5) интерфикс – элемент в морф.структуре, выполняет строевую функцию. 6) конфикс – аффикс, который состоит из двух частей – префикс и суффикс, префикс и постфикс, суффикс и постфикс. ПР: забегаться бегать.

Виды аффиксов по значению и функции: 1) словоизменительные – морфема помогает изменить слово (скл., спряж.), чтобы речь была связанной. ПР: играть, играл, играют. 2) формообразующие ПР: спел, выпил (сов.в.), сильнЕЕ, узнаВ. 3) словообразовательные (деривационные) ПР: радость  безрадостный, бегать  бегун. 4) формальные – распределяет по классам, по спряжениям. ПР: мечтать, знать; красить, любить.

Унификс – это уникальный аффикс; часть слова, которая не повторяется в других словах.

Синхроническая морфемика изучает морфемы и взаимоотношения между ними на определенном этапе развития языка, а диахроническая морфемика изучает морфемы и их взаимоотношения в процессе развития языка. Синхронный аспект – прием, когда у слова изменяется значение (при помощи чего выражается словообразоват.значение?). Диахронический аспект – прием, который осуществляет язык, производя слово (при помощи чего образовалось слово?).

Степени членимости основы слова: нечленимые (основа=корень), членимые (основа не равна корню). Виды членимости: 1) свободный корень+регулярный аффиск. ПР: бегун. 2) связанный корень+регулярный аффикс. ПР: фигурист. 3) свободный корень+нерегулярный аффикс. ПР: любовь.

Исторические изменения – морфемный состав менялся. В процессе развития языка происходили в нем изменения. Результаты: появление новых корней, изменение значения слов, появление новых однокор.слов, изменение морф.структуры. 1) опрощение – изменение морф.структуры слова, при котором ранее производная и членимая основа превращается в непроизводную, т.е. не членится на морфемы. ПР: окунь око+унь (диах); окунь  непроизв.(синх). 2) Усложнение – изменение морф.структуры слова, при котором ранее непроизводная и нечленимая основа превращается в производную, т.е. основа начинает члениться на морфемы. ПР: фляжка – непроизводн. (диах); фляжка  фляга+к (синх). 3) переразложение – изменение морф. структуры слова, при котором ранее производная и членимая основа начинает члениться по-другому, при этом она может оставаться членимой и производной. ПР: опенок  пень+о+ок (диах), опенок (синх).

5.2. Морфемная структура слов русского языка

5.2. Морфемная структура слов русского языка

Выступая в языке в качестве основной единицы, слово предстает перед нами всегда как определенное структурное целое, так или иначе соотносительное по своему строению с другими словами.

Тот или иной структурный характер слова, который оно в настоящее время имеет, объясняется как его значением и грамматическими свойствами, так и отчасти его экспрессивно-стилистической окраской, употребляемостью и происхождением.

Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют. Поэтому они всегда представляют собой в структурном отношении чистую основу ибо, только, ага!.

Подавляющее большинство полнозначных слов имеют богатую систему форм словоизменений. В связи с этим они в структурном отношении оказываются составными, заключая в себе не только основу (выражающую лексическое значение слова и указывающую на его несинтаксические формы), но и окончание (служащее для выражения синтаксических свойств слова в предложении).

Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают и, следовательно, на основу и окончания не распадаются только наречия (здесь, направо, по-прежнему), слова категории состояния (жаль, налицо, страшно) и деепричастия (любуясь, стуча, осветив).

Не имеют форм словоизменения в нормированной речи и некоторые имена существительные, в основном аббревиатуры и слова иноязычного происхождения. Особую группу слов среди них составляют отдельные заимствования, оканчивающиеся на гласный звук (пальто, такси, денди). В словах такого рода конечный гласный, не представляя собой настоящего окончания, т.е. части слова, указывающей на отношение его к другим словам, вместе с тем не является неотъемлемой принадлежностью основы и осознается в ряде случаев как нечто подобное окончанию. Это проявляется в том, что при образовании от таких слов с помощью суффиксов производных конечный гласный звук нередко отбрасывается как обычное окончание (письмо – письмецо, пальто – пальтецо). Далеко не все несклоняемые существительные входят в этот промежуточный структурный тип слов. Большинство их структурно равны основе и образуют производные от основы в целом, включая конечный гласный, в таком случае употребляются обычно вариантные суффиксы, «осложненные» дополнительными консонантными элементами j или ш (релейный, киношник).

Читать еще:  Сколько ватт выдерживает выключатель

В ряде случае материально выраженного окончания не имеют и слова, обладающие формами словоизменения, т.е. распадающиеся на основу и окончание. Они имеют нулевое окончание, которое выделяется в них на фоне материально выраженных (ср.: стол – стола, столу).

И чистая основа, и основа, образующая слово вместе с окончанием, могут быть различными по своему характеру: в одних словах они предстают перед нами как неразложимое целое (под, там, берег), в других – как целое составное (во-вторых, холодок, старательный), складывающееся из отдельных значимых частей – морфем.

Основы, делимые на морфемы, это производные основы. В составе производных основ обязательно выделяются непроизводная основа (иначе называемая корнем) и те или иные служебные морфемы. Если в составе производной основы одна непроизводная, перед нами простое слово (очаровательный, заземлить). Если она включает в себя две или более непроизводных основы, перед нами сложное слово (головокружение, зоосад, кафе-молочная).

Непроизводная основа и служебные морфемы выступают в составе производных основ в единстве, образуя систему взаимосвязанных значимых частей. Структурный характер конкретного слова определяется не только наличием в нем тех или иных морфем, но и их словообразовательной спецификой, значением и соотношениями друг с другом.

Можно наметить следующие основные структурные типы слов:

1) слова, структурно равные морфеме (из, зря, очень, дело);

2) слова, структурно равные морфеме при употреблении в речи, когда происходят процессы словоизменения, но членимые на основу и окончание при словопроизводстве (ср.: пальто – пальтишко, индиго – индиговый);

3) слова, структурно более сложные, чем морфемы:

а) слитные слова: слова с производной чистой основой (по-новому, домой, медленно);

б) слова с непроизводной основой и окончанием (лечу, белый, наша);

в) слова с производной основой и окончанием – простые (имеющие в своем составе одну непроизводную основу) и сложные (включающие в себя две и более непроизводные основы).

Составные слова, представляющие собой целостное объединение раздельнооформленных слов: повторы, представляющие собой «усилительное» по значению и экспрессивное по характеру удвоение того или иного слова – прилагательного, глагола, наречия, междометия или звукоподражания (синий-синий, еле-еле, кис-кис); синонимичные сближения типа путь-дорога, гуси-лебеди; парные сближения суммарной семантики типа хлеб-соль, руки-ноги; слова, синтагматические отношения в которых образуют модель «определяемое – определяющее» (швея-мотористка, матч-реванш).

Образование с обратным порядком членов (определяющее – определяемое) для нашего языка в настоящее время не характерны и составными не являются (они цельно оформлены, и первая часть в них выступает как неизменяемая). Слова жар-птица, кремсода, норд-ост образуют в структурном отношении как промежуточный разряд слов, располагающийся между явно составными и слитными сложными существительными с соединительными гласными о / е, однако все же входящий уже в состав сложных слов слитного характера. В этот же разряд входят слова типа Ленинград, сорвиголова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

8. Образовательный статус русского языка

8. Образовательный статус русского языка Без воссоздания и развития почти полностью утратившей свою самобытность национальной русской школы невозможно сколько-нибудь длительное существование других национальных школ, всегда уважаемых и поддерживаемых в России, – все

ОСНОВНЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ОСНОВНЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА Прежде чем воспользоваться каким-либо словарем, надо четко определить, что Вы хотите выяснить — значение слова, написание, его произношение, правильную форму, грамматическую и лексическую сочетаемость и т. п. — и выбрать

Е. Н. Шагалова Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века Около 1500 слов

Е. Н. Шагалова Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века Около 1500 слов ПРЕДИСЛОВИЕ Активное заимствование русским языком иноязычных слов, в первую очередь англицизмов, начавшееся во времена Перестройки, когда в России формировались новые политические,

2. Понятие современного русского литературного языка

2. Понятие современного русского литературного языка Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка. В этом сочетании «современный литературный» прежде всего требует разъяснения термин «литературный». Выражение «литературный язык»

6. Стили современного русского языка

6. Стили современного русского языка Стилистика – это наука, изучающая употребление языка. Категориями стилистики являются следующие: стиль, соотносительность способов языкового выражения, стилистическая окраска языковых единиц и стилевая норма.Литературный язык

1.10. Формирование лексики русского языка

1.10. Формирование лексики русского языка По сходству слов, корней, аффиксов, ряду фонетических, грамматических и других особенностей, а также по сходству происхождения и развития русский язык входит в славянскую языковую семью, которая распадается на три группы:1)

1.16. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка

1.16. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка В философии язык определяется как система знаков, служащих средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание

1.28. Фразеологические единицы русского языка

1.28. Фразеологические единицы русского языка Фразеологизм – это воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний (непредикативного и предикативного характера), обладающий целостным (реже – частично целостным)

1.36. Фразеологический состав русского языка

1.36. Фразеологический состав русского языка Чаще всего фразеологизмы образуются вследствие метафорического переосмысления свободных словосочетаний: белые мухи, гладить по головке, перевертывать вверх дном. Свободное словосочетание преобразуется во фразеологизм,

1.44. Основные типы словарей русского языка

1.44. Основные типы словарей русского языка Словари можно разделить на два основных типа: энциклопедические и филологические (лингвистические). В энциклопедических словарях дается описание того или иного явления, понятия, события. К энциклопедическим словарям относятся

1.55. Словари трудностей русского языка и правильностей русского языка

1.55. Словари трудностей русского языка и правильностей русского языка В повышении речевой культуры огромную роль играют словари трудностей, цель которых – показать правильность употребления слова, уточнить его значение, обратить внимание на изменения, которые

2.9. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка

2.9. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка Учение о правильном звучании речи, о нормах литературного произношения называется орфоэпией. Это слово происходит от греч. orthos – «правильный», epos – «речь».Развитию этой ветви лингвистики

7.51. Пунктуация и синтаксический строй русского языка

7.51. Пунктуация и синтаксический строй русского языка К «грамматическим» знакам препинания можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения, знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции,

Методическая разработка урока «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова»

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова, особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова»»

Технологическая карта урока № 21-22

Читать еще:  Автоматический выключатель merlin gerin compact ns160n

Тема урока. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Дисциплина: БД.1 Русский язык

Преподаватель: Хоменко Л.Н.

Тип урока. изучение нового материала

Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формируемые на уроке ПК и ОК: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные: эвристическая беседа

Практические: наблюдение, анализ

Информационно-методическое обеспечение: Русский язык и культура речи: учебное пособие / В.Н. Руднев. — 6-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 255 с. — (Среднее профессиональное образование). Антонова Е. С., Воителеева Т.М Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.образования.- М.,2014. (раздаточный материал).

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.

Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)

Организационный момент (1-2 мин)

-создание благоприятной психологической атмосферы;

-проверка организации рабочих мест обучающихся;

-проверка внешнего вида;

-проверка списочного состава обучающихся и заполнение журнала, рапорта и рапортички.

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по теме «Фонетика, фонетические единицы, понятие звук»

Актуализация знаний. Вступительное слово (5 мин): Послушайте слова известного филолога Асеева.

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова, особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Запишите в рабочие листы.

-Посмотрите на тему и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на уроке.

1.Углубить знания о значимых морфемах русского языка.

2.Вспомнить план морфемного разбора.

3.Развивать навык грамотного письма.

4. Совершенствовать речевую культуру.

5. Оценивать свою работу.

-Итак, мы поставили перед собой цели, чтобы их выполнить, нужно работать очень внимательно.

Сегодня мы вспомним, по каким законам в русском языке работают слова, из чего они состоят, как образуются новые слова, поэтому приглашаю вас в мастерскую русского язык.

На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своём творчестве, попытаемся понять, как и для чего они создают новые слова, действительно ли так значимы морфемы.

Мотивация учебной деятельности по теме

Вы знакомы с морфемикой еще со школы, так как эта тема изучается в 5 классе. Соответственно, она является актуальна и на сегодняшний день, потому что из чего состоит слова является самым главным, а выполнение морфемного разбора послужит Вам для сдачи государственной итоговой аттестации хорошим подспорьем.

4.Формирование новых знаний. Чтение. Беседа.

— Сейчас я прочту удивительное стихотворение М. Цветаевой, посвящённое поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели. Распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – расслоили,

Расслоили …

стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – рас теряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

Каким чувством наполнено стихотворение?

-Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадёжность.

— С помощью каких языковых средств передаётся это чувство разъединенности?

-С помощью существительных и глаголов с приставками раз-(рас-):

рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли.

-Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова. Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.

— Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова рас-стояние?

-Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты.

И для того, чтобы подчеркнуть её, выразить и донести до читателя, она

обращается к графическому средству: отрывает приставку,

как бы показывая тем самым авторское неприятие той части слова,

которая несёт значение утраты, разъединения, деления на части,

движения в разные стороны.

— Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное ( морфемное) значение рас- (раз-).

-Итак, первый путь создания индивидуально-авторского слова — нарочитое членение слов : рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.( записать в тетради.

5.Основная часть:

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых

непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

6. Работа в листах. Повторение основных понятий раздела. (5-7 мин)

Что такое морфемика?

Назовите основные понятия раздела.

Что такое окончание?

Что можно определить по окончанию?

Читать еще:  Автоматический выключатель ва63 11212

Каким частям речи принадлежат эти окончания ешь, ут, ая?

Бывают ли части речи без окончания?

Как найти окончание?

Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ (слово записано на доске)

Что такое основа слова?

Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.

Что такое корень слова?

Как найти корень слова?

Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

Что такое суффикс?

Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Что обозначает этот суффикс?

Что такое приставка?

Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.

Что обозначает приставка? (движение наружу).

Что такое постфикс?

Определите постфикс в слове НАСЛАЖДАЛИСЬ.

Подведение итога этапа урока: Достигли ли первой цели? Оцените свои знания в листке самооценки. (1 мин)

7.Морфемный разбор (15мин).

-Когда мы повторяли понятия, что еще мы повторили? (нахождение морфем).

Скажите, каков план морфемного разбора слова? (сначала указываем часть речи, затем окончание, основу, корень, все остальное).

Разбор слов по составу в рабочих листах:

Подведение итогов этапа (1-2мин): Достигли ли мы цель? Что еще мы повторили?(орфограммы) Оцените свои умения в листке самооценки.

8.Работа с текстом. (15мин).

(1)Утренняя з… 1 ря снова засияла на небе. (2)От во… 2 ходящего со… 3 нца заг… 4 релись ж.. 5 лтые хризантемы, заблестели их длинн.. 6 ватые листья. (3)Все р.. 7 стения, даже самый мал.. 8 нький р… 9 сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж… 10 вник, и ч… 11 рная смородина. (5)Бе.. 12 шумный в.. 13 терок на ра.. 14 свете, таинтственный ш.. 15 пот травы, оч… 16 рование родной природы вызывают ж… 17 лание прик… 18 снуться к чуду, поклониться миру, который не ра.. 19 крыл все з… 20 гадки и тайны.

Этапы установления морфемной структуры

Морфемная структура слова – сложное образование, и чтобы понять, как связаны между собой морфемы в слове, как они соотносятся с центральной морфемой с корнем, нужно начинать членение с самых удаленных от корня морфем. Если слово изменяется, то это будут словоизменительные (грамматические) аффиксы.

Морфемная структура слова устанавливается в результате процедуры морфемного членения, которая состоит из двух операций: 1. отделения слова от флексии путем сравнения словоформ данного слова; 2. установления соотношения морфем в основе путем сравнения родственных слов. Центром основы является корень, к которому в определенной последовательности присоединяются словообразовательные аффиксы. Порядок сочетаемости морфем в основе обусловлен логикой развертывания словообразовательной цепочки, в которую входит анализируемое слово: читательница: читатель-ниц(а) ← читатель ← чит-а(ть). Для обозначения системных связей между морфемами в слове Г.О. Винокур предложил использовать скобочную запись.

Отделение грамматических аффиксов от основы слова – это первый, начальный этап морфемного членения слова.

Первый этап морфемного членения.

На первом этапе морфемного членения устанавливаются: главные элементы в морфемной структуре слова – основа и находящиеся за ее пределами словоизменительные аффиксы, образующие флексии.

Как отделить основу от словоизменительных аффиксов.

Чтобы отделить основу, нужно сопоставить все грамматические формы, данного слова. Элемент, общий для всех форм слова, и составляет основу, а переменный элемент является словоизменительным аффиксом или сочетанием таких аффиксов: нов (ый), нов(ая), нов(ые). Это правило действует почти без исключений в именных основах (т. е. в основах существительных, прилагательных, числительных). В конце глагольной основы обычно наблюдается появление и исчезновение основообразующих аффиксов, а иногда и частичное видоизменение этих аффиксов: реш-и-тъ – реш-у; шифр-ова-тъ щифруj-у, Поэтому при морфемном членении подавляющего большинства глаголов устанавливаются две разновидности глагольной основы(4.1)

Второй этап морфемного членения – установление состава основы. Если основа нечленимая, она равняется корню (книг-а). Если же в основе выделяется несколько морфем, то при установлении, состава основы следует выделять морфемы последовательно разворачивая словообразовательную цепочку, опираясь на формальные и смысловые связи родственных (однокоренных) слов, а также грамматических форм одного слова:, уч-и-тель-ниц(а), уч-и-тель,- уч-и-ть (уч-ат).

При выделении морфемной структуры слова нужно ответить на следующие вопросы:

1. Членится ли данное слово на основу и флексию? Если членится, то нужно графически выделить словоизменительные аффиксы. Если в слове несколько словоизменительных аффиксов, то не входящие в основу аффиксы отделяются от основы круглыми скобками, а внутри скобок каждый аффикс помечается условными обозначениями.

2. Непрерывной или прерывистой является основа слова? Членится ли основа? Необходимо обозначить все виды морфем в основе, постепенно развертывая словообразовательную цепочку.

3. Какие аффиксы находятся ближе к центру (корневой морфеме), какие находятся на периферии. Каждый этап словообразовательной цепочки выделять скобками: основу – фигурными скобками, корни с наиболее близким аффиксом – в круглые, другие аффиксы, находящиеся на периферии, любыми, можно квадратными.

Задания

1. Отделить основу от флексии:

1. страна, земля, статья, батарея, роль, герой, воробей, скоростей, (род.п.мн.ч.), зверей, сыновей платьев, друзьей, каток, веток, синий, листья, армий, (род.п.мн.ч.),гений,

2. читала, говорил, нес, возьмите, принеси, бросьте, тронь, рассмейтесь, ловлю, ловишь, ловящий, ловивший.

3. сто, двадцать, девятсот, девяносто, девяностый, семимильный.

4. знать(сущ. и гл.),зря, (нар.и деепр.), учащийся (прич. и сущ.).

5. пальто, кафе, суахили, БГУ, МХАТ.

6. кто, что, я, ты, мы, вы, кто-то, что-либо, куда-нибудь, кое-какой, он, его, им, с ним, их о них.

2. В данных словах выделите основу и флексии, укажите грамматические значения флексий.

Прыгала, взялись, дайте, сядьте, вынеси, впрячь, зайти, упрятал, улыбаясь, сраженного, размятый, уходи, разорванный, посвятивший.

3. Во всех словах выделите основу и флексии.

Eго слишком красивое лицо особенно сердито морщилось, когда Клим подходил к Лидии, но девочка разговаривала с Климом небрежно, торопливо, притоптывая ногами и глядя в ту сторону, где Игорь (Горьк.).

4. Выделите основу и флексии, укажите грамматическое значение флексий.

Расколот, разросся, кофе, птичий, леший, разыгравшегося, выигранный, сбегал разойдитесь, подвинься, бежал, сделалась принес, красен, дочь, акаций, кому-либо

5. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Во всех словах выделите основу и флексии.

(З/с)зади кресла, на полу, лежали две перекреще(н/нн)ые тени, одна погуще и почернее, другая слабая, серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка кресла и его заостре(н/нн) ые ножки, но над спинкой на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора (Булг.).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector