Ivalt.ru

И-Вольт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое контрольное положение выключателя

Как будут проверять бизнес по новым правилам: все про Положение о виде контроля

Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.

Положение о виде контроля — что это?

Положение о виде контроля с 2021 года — это документ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами. Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Закон предусматривает, что органы исполнительной власти обязаны принять такое Положение по каждому виду государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотреть в нем специфику конкретного вида контроля в разрезе присущих ему проверочных мероприятий и действий.

Среди других нововведений Закона № 248-ФЗ, в т. ч. вступивших в действие с 01.07.2021, можно назвать продление моратория на плановые проверки для малого бизнеса, появление дистанционных проверок и новой формы контроля «инспекционный визит».

Положения о видах регионального госконтроля (надзора) и положения о видах муниципального контроля требуется утвердить до 01.01.2022. До этой даты действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля. » от 26.12.2008 № 294 и принятые в соответствии с ним НПА.

Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.

Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.

Кто из контролеров будет работать по новым правилам

Организовать контрольно-надзорные мероприятия по Закону № 248-ФЗ обязаны:

  • пожарный надзор;
  • энергетический надзор;
  • строительный надзор;
  • метрологический контроль (надзор);
  • надзор в области промышленной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологический и ветеринарный контроль;
  • другие виды контроля (надзора), перечисленные в п. 6 ст. 2 Закона № 248-ФЗ.

К налоговому, валютному, таможенному и некоторым другим видам контроля, перечисленным в ст. 5 Закона № 248-ФЗ, требования этого закона не применяются.

Контролеры уже работают над текстами новых положений, регламентирующих обновленный порядок контроля. К примеру, для реализации новых требований Роспотребнадзор разработал проекты постановлений Правительства с положениями в сфере контроля защиты прав потребителей и санэпиднадзора (ID проектов размещены на официальном портале проектов НПА).

О чем расскажет Положение о виде контроля

В Положении о виде контроля можно найти следующую информацию (п. 5 ст. 3 Закона № 248-ФЗ):

  • Кто проводит контрольно-надзорные мероприятия по конкретному виду контроля

В Положении о виде контроля указывается орган, уполномоченный на осуществление конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия проводят контрольные (надзорные) органы, их должностные лица (ч. 3 ст. 7 Закона № 248-ФЗ).

В зависимости от уровня контроля (надзора) его осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в отдельных случаях — госкорпорации и публично-правовые компании (ч. 1 ст. 26 Закона № 248-ФЗ). Некоторые виды контроля или отдельные полномочия по ним могут осуществляться государственными или муниципальными учреждениями (ч. 2 ст. 26 Закона № 248-ФЗ).

  • Критерии отнесения объектов контроля к категориям причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля

Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований перечислены в ст. 23 Закона № 248-ФЗ. Объекты контроля могут быть отнесены к одной из категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, в т. ч. в обязательном порядке категория низкого риска.

  • Перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля (некоторые из них обязательны по закону)

В Положении указываются виды профилактических мероприятий, проводимых контрольным органом: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, консультирование, самообследование и другие (ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого такого мероприятия

В Положении о виде контроля должны быть установлены контрольные (надзорные) мероприятия из перечисленных в ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ:

Инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т. ч. посредством аудио- или видеосвязи.

Положение о виде контроля может устанавливать запрет на проведение проверки инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов контроля. Кроме того, Положение о виде контроля может расширить общий перечень действий, которые вправе совершать инспектор (ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 29 Закона № 248-ФЗ).

  • Виды и периодичность проведения проверок

Основной подход к периодичности плановых проверок: чем ниже категория риска компании или ИП, тем реже к ним будут приходить контролеры (ч. 2-5 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Положение о виде контроля может предусматривать, что частота проведения плановых мероприятий определяется:

  • в рамках периодов времени, отличных от 1 года;
  • в связи с наступлением определенных событий.

Положение о видах контроля может устанавливать сокращенные сроки проведения проверок. Но с какой бы периодичностью не проводились проверки, с 01.07.2021 любое появление контролеров в компании или у ИП возможно только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 61 Закона № 248-ФЗ).

Виды и содержание внеплановых мероприятий прописываются в Положении о виде контроля в зависимости от оснований их проведения.

  • Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию

В Положении о виде контроля требуется отразить особенности соблюдения лицензионных требований проверяемыми лицами, имеющими лицензию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ в части проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также при проведении профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

  • Иные вопросы, требующие урегулирования в Положении в виде контроля в соответствии с Федеральным Законом № 248-ФЗ

К примеру, в Положении о виде контроля может устанавливаться порядок фиксации доказательств во время контрольных мероприятий: при помощи фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов. А также другие важные правила и положения (порядок и сроки обжалования результатов проверок, срок размещения доклада контрольного органа о правоприменительной практике на его официальном сайте и т. д.).

Пример нового Положения о виде контроля

В качестве примера того, как может выглядеть новое Положение о виде контроля, возьмем свежее Положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Новое Положение, разработанное на основе требований Закона № 248-ФЗ, пришло на смену прежнему Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Новое Положение определяет, что:

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.06.2023.

Что дают бизнесу новые правила

По замыслам законодателей, благодаря новым механизмам из Закона № 248-ФЗ сократится число проверок компаний и ИП. К примеру, новыми правилами предусмотрен такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения требований — компания или ИП могут пройти оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган примет результаты такой оценки и не будет проводить дополнительные проверки, если результаты оценки успешны.

Кроме того, по новым правилам бизнесмен может быть освобожден от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Теперь чиновники не смогут придумывать новые виды контрольных мероприятий, так как в Законе № 248-ФЗ установлен закрытый перечень контрольных мероприятий (ст. 56 Закона № 248-ФЗ). А выезжать непосредственно на территорию проверяемых лиц контролеры смогут только в исключительных случаях: если они не могут удостовериться в полноте и достоверности полученных от предприятия документов или оценить, насколько работа компании отвечает всем требованиям.

Читать еще:  Ретро выключатели хорошего качества

Меняется и оценка эффективности работы контролирующих органов. Время погони за числом проверок и суммами штрафов завершилась. Результаты работы инспекторов теперь не зависят от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Главным для контролеров должно быть правило: предупредить, а не наказать. После вступления в силу новых правил инспекторы должны уделять больше внимания профилактике нарушений.

Стрелочные электроприводы

Назначение и виды стрелочных электроприводов

В системах релейной централизации для перевода централизованных стрелок из одного положения в другое, обеспечения запирания и контроля положения их остряков и подвижных сердечников применяются стрелочные электроприводы.

Стрелки имеют два положения: нормальное (плюсовое) и переведенное (минусовое). Направление движения в плюсовое положение указывается на корпусе электропривода стрелкой. Установленный на стрелке электропривод должен осуществлять перевод остряков стрелки в одно из крайних положений (плюсовое или минусовое), обеспечивая при этом плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу или подвижного сердечника крестовины к усовику, а также отведение другого остряка от рамного рельса на расстояние не менее 125 мм, не допуская запирания остряков стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и более.

Электропривод должен обеспечивать работу в трех режимах:

  • нормальном, когда стрелка переводится из одного положения в другое и дает контроль каждого положения;
  • недохода остряка стрелки на 4 мм и более при возникновении препятствия между остряком и рамным рельсом;
  • взреза стрелки, когда происходит принудительный перевод остряков стрелки под действием скатов колесных пар.

Невзрезной стрелочный электропривод типа СП

Электропривод типа СП осуществляет совместный перевод и одновременное запирание обоих остряков стрелки, развивает большое тяговое усилие (до 6 кН), более надежен в работе, чем взрезной. Такой электропривод не имеет взрезного устройства, и при взрезе стрелки происходит поломка его частей.

Электропривод СП состоит из корпуса (1) с крышкой, электродвигателя (2), механической передачи (3) (редуктора) с фрикционной муфтой и внешней парой шестерен, автопереключателя (4), рабочей линейки (6) (шибера), главного вала с шиберной шестерней (7) и двух контрольных линеек (5). Соединяется электродвигатель с механической передачей посредством соединительной муфты (9), упрощающей снятие и установку электродвигателя. В корпусе электропривода предусмотрена штепсельная розетка (8) для подключения переносной лампы при обслуживании и ремонте электропривода в темное время.

Рабочая линейка (шибер) соединяется с двумя остряками стрелки посредством рабочей и связной тяг, каждая контрольная линейка — отдельной тягой с одним из остряков.

В торце корпуса электропривода имеются два отверстия: в одно вставляется курбельная рукоятка для перевода стрелки вручную, во второе – ключ замка крышки привода. Эти отверстия закрыты курбельной заслонкой (10), связанной с ножом курбельного выключателя (11), который включен в рабочую цепь электродвигателя. Для ручного перевода стрелки с помощью курбеля заслонка сдвигается, курбель вставляется в отверстие, надевается на хвостовик вала электродвигателя и прокручивается. При повороте заслонки курбельный нож поднимается, блокировочные контакты курбельного выключателя размыкаются и рабочая цепь электродвигателя разрывается, вследствие чего привод отключается от управления с поста централизации. Это предусмотрено в целях обеспечения безопасности работников, выполняющих ручной перевод стрелки, либо обслуживание или ремонт электропривода.

На ручное управление курбелем стрелку может переводить ДСП с разрешения поездного диспетчера при неисправностях, связанных с нарушением работы электропривода или элементов схемы управления стрелкой, а также при выполнении электромехаником регулировочных работ на выключенной стрелке. Перевод стрелок курбелем осуществляется оператором поста централизации, сигналистом или другим работником службы движения, предусмотренным для этой цели ТРА станции.

Внутри корпуса привода имеется специальная защелка, срабатывающая при опускании курбельной заслонки и препятствующая ее возврату обратно. Поднять курбельную заслонку и вернуть курбельный нож в исходное положение можно только сдвинув защелку, для чего требуется специальным ключом открыть замок и поднять крышку корпуса электропривода. Эту операцию выполняет электромеханик.

Для перевода стрелки подается напряжение на электродвигатель (1), вал которого начинает вращаться. Вращение через соединительную муфту передается механической передаче, состоящей из редуктора (2), фрикционной муфты (5) и внешней пары шестерен (3 и 4). Механическая передача позволяет получить необходимую скорость вращения главного вала и вращательный момент необходимой величины. Далее вращательное движение передается через главный вал (12) на главную (шиберную) шестерню (13) и преобразуется в поступательное движение шибера (6), связанного переводными тягами с остряками стрелки. Перемещение шибера вызывает перевод остряков стрелки.

Запирание остряков стрелки в крайних положениях осуществляется запирающим устройством, образованным широким зубом на шиберной шестерне и скошенным зубом на зубчатой рейке шибера. Заклинивание шибера в крайних положениях исключает самопроизвольное отведение прижатого остряка от рамного рельса. Разблокируется запорное устройство в начале вращения шиберной шестерни в обратном направлении.

При недоходе остряка стрелки до рамного рельса (например, из-за попадания постороннего предмета между остряком и рамным рельсом) возрастает усилие, необходимое для перевода стрелки, электродвигатель начинает работать на фрикцию — трение, возникающее между дисками фрикционной муфты (5) по причине их пробуксовки, и не выходит из строя из-за остановки. Тем не менее, продолжительная работа на фрикцию может вызвать перегрев и поломку электродвигателя, поэтому имеется схема сброса нагрузки, за счет которой происходит отключение питания электродвигателя при его длительной работе на фрикцию.

Автопереключатель в электроприводе служит для автоматического выключения электродвигателя в конце перевода стрелки, изменения направления его вращения и создания цепей контроля положения остряков. Применяются автопереключатели контактного и бесконтактного типа.

Автопереключатель контактного типа (11) содержит четыре группы контактов, которые имеют определенное назначение. Наружные контакты являются рабочими (силовыми): через них замыкаются электрические цепи питания электродвигателя. Внутренние контакты являются контрольными: через них создаются цепи контроля положения остряков. Все группы контактов попарно замыкаются ножами поворотных кулачков. Положение кулачков определяется положением главного вала и контрольных линеек. Когда остряки стрелки находятся в плюсовом (нормальном) положении, кулачки повернуты так, что их ножи замыкают рабочие контакты (Р) — для обеспечения возможности перевода стрелки в минусовое положение, и контрольные контакты (К) — для контроля плюсового положения (на аппарате управления горит зеленая контрольная лампа).

При переводе стрелки в минусовое положение, когда начинает вращаться главный вал, поворачивается нижний кулачок и его ножи размыкают внутренние контрольные контакты (К) и замыкают внешние рабочие контакты (Р’). При этом размыкается контрольная цепь плюсового положения стрелки и на аппарате управления загорается красная контрольная лампа.

При полном переводе стрелки в минусовое положение происходит поворот верхнего кулачка таким образом, что его ножи размыкают рабочие контакты (Р) и замыкают контрольные контакты (К’). Таким образом при переведенном (минусовом) положении стрелки замкнуты контрольные контакты (К’), создающие цепи контроля минусового положения (на аппарате управления горит желтая контрольная лампа), и замкнуты рабочие контакты (Р’) для перевода стрелки в плюсовое положение.

Если происходит недоход остряка до рамного рельса на 4 мм или более, вырезы на контрольных линейках не совмещаются и один из кулачков автопереключателя остается в промежуточном положении, в результате чего контрольные контакты не замыкаются. Контроль положения стрелки не появляется, и на аппарате управления горит красная контрольная лампа. Двигатель работает на фрикцию, а потом останавливается за счет срабатывания схемы сброса нагрузки.

При взрезе стрелки контрольные линейки смещаются относительно друг друга, т.к. нарушается взаимное положение остряков. Контрольная линейка отжатого остряка поворачивает кулачок, который занимает среднее положение, размыкая контрольные и рабочие контакты. Стрелка теряет контроль своего положения, на аппарате управления мигает красная контрольная лампа и звенит звонок взреза стрелки.

Нарушения нормальной работы электроприводов с автопереключателями контактного типа в основном происходят из-за потери контакта в автопереключателе. Одним из факторов, влияющих на работоспособность автопереключателя, является сила контактного нажатия, которая в процессе эксплуатации снижается из-за механического износа контактов и ножей. Кроме того, при размыкании рабочих контактов между ними и ножами образуется электрическая дуга, что приводит к их подгаранию и увеличению переходного сопротивления. В зимнее время возможна потеря контакта в электрической цепи в результате образования инея на контактах и ножах автопереключателя. Для предотвращения таких случаев предусмотрены различные защитные меры: на ножи наносятся специальные насечки, используются графитовая смазка или глицерин, над контактами монтируется обогревательное устройство (проволочные керамические резисторы), предотвращающее образование инея на контактах автопереключателя.

Читать еще:  Как заземлить автоматический выключатель

С целью повышения надежности работы стрелочных электроприводов в них устанавливают бесконтаткные автопереключатели. В состав такого автопереключателя входят два датчика трансформаторного типа. Принцип действия бесконтактного автопереключателя основан на изменении коэффициента взаимоиндукции между обмотками трансформатора за счет смещения магнитного шунта (ротора). Ротор может занимать три фиксированных положения: контрольное, промежуточное и переведенное. Если шунт находится против полюсов с питающей (первичной) и сигнальной (вторичной) обмотками (переведенное положение), то в последней наводится э.д.с., достаточная для возбуждения контрольного реле. При увеличении воздушного зазора между первичной и вторичной обмотками, вызванном поворотом ротора на определнный угол (контрольное и промежуточное положения), э.д.с. во вторичной обмотке резко уменьшается, чем регистрируется потеря контроля положения остряков. Датчики бесконтактных автопереключателей включены в цепи обмоток реле, контакты которых осуществляют переключения в рабочих и контрольных электрических цепях стрелочного электропривода.

На стрелочных переводах, расположенных в стрелочных горловинах сортировочных горок устанавливаются горочные невзрезные стрелочные электроприводы. За счет изменения передаточного числа механической передачи они отличаются большей скоростью перемещения шибера, однако развивают меньшее тяговое усилие. Бóльшая скорость перевода остряков стрелок необходима из-за малых временных интеравлов между скатывающимися с горки отцепами. С другой стороны, остряки стрелок на сортировочных горках имеют меньшую длину и меньший вес, т.е. для их перевода требуется меньшее тяговое усилие. Широкое распространение получили горочные стрелочные электроприводы типа СПГБ, в которых используются бесконтактные автопереключатели, более устойчивые к частым переключениям, обусловленным многократными переводами стрелок при роспуске составов с сортировочной горки.

Стрелочные электроприводы типов ВСП, СПВ

Винтовой стрелочный электропривод с внутренним замыканием остряков типа ВСП разработан на новой элементной базе: шариковинтовой пары качения (ШВП), автопереключателя с быстродействующими микропереключателями, кулачковой системы замыкания шибера, металлокерамической фрикционной муфты. Применение такой конструкции позволяет уменьшить габариты электропривода и повысить точность и надежность работы его контрольной системы.

Взрезные стрелочные электроприводы типа СПВ осуществляют раздельный перевод остряков стрелки и замыкание только прижатого остряка. В конструкцию электропривода входит взрезное устройство (10), через которое вращение передается на главный вал и к двум шиберным шестерням, входящим в зацепление с шиберами. Каждый шибер связан со своим остряком. При переводе стрелки сначала начинает движение прижатый остряк, а затем — отжатый.

В случае взреза стрелки остряк, отводимый от рамного рельса скатом колесной пары, начинает движение, воздействуя на свой шибер. Шиберная шестерня начинает вращать главный вал, при этом шибер выходит из запертого состояния, а взрезное устройство расцепляет главный вал и вал зубчатого колеса редуктора. Тем самым исключается излом элементов электропривода, но нарушается управление стрелкой. Восстановление работоспособности электропривода производится с помощью курбельной рукоятки.

Взрезные стрелочные электроприводы развивают меньшее тяговое усилие, чем невзрезные (до 3 кН), а увеличение массы и скоростей движения поездов, применение новых конструкций стрелочных переводов из рельсов тяжелых типов с гибкими остряками, жестко связанными между собой тягами, исключили возможность применения электроприводов серии СПВ, требующих обязательно раздельного хода остряков. Исходя из этого, а также из целесообразности применения на сети железных дорог единой унифицированной конструкции, производство и установка электроприводов серии СПВ в настоящее время прекращены.

Технический осмотр и регулировка лифтовых конечных выключателей ВК-200Б

Конечные выключатели ВК-200Б (см. рис. 109).

1 Проверяют и чистят контакты от нагара. Снимают и проверяют отсутствие напряжения на клеммных соединениях проводов блок-контакта, после чего чистят контакты от нагара и протирают чистой ветошью

2. Проверяют провал контактов. Нажатием вручную на рычаг блок-контакта отключают его; при этом не должно произойти автоматического включения контакта Нажатием на рычаг в обратную сторону включают контакт и убеждаются, что провал контакта находится в пределах 2—4 мм. Заменить блок-контакт, если провал контакта менее 2 мм.

3. Проверяют и подтягивают крепления блок-контакта, его корпуса, проверяют и регулируют положение бобышек

Пробной подтяжкой проверяют и при необходимости подтягивают крепления блок-контакта, его корпуса и клеммных соединений проводов

Определяют расстояния: Н2 — между опорной плитой противовеса и буфером (упором при нахождении кабины на верхнем крайнем рабочем этаже), Н4 — между опорной плитой каркаса кабины и буфером (при нахождении кабины на нижнем крайнем рабочем этаже).

Устанавливают кабину на нижнем крайнем рабочем этаже и отключают вводный рубильник.

Поворачивают вокруг оси рычаг 2 до отключения контакта (отключение сопровождается щелчком) и измеряют расстояние от ближайшей бобышки 1 до вилки 10 в месте прохождения через нее каната; это расстояние должно быть равно НР4; можно допустить уменьшение расстояния от бобышки до вилки, но не более чем на 50 мм. Ослабляют крепление бобышки на канате и перемещением ее вверх или вниз регулируют расстояние между бобышкой и вилкой; крепят бобышку на канате

Включают вводный рубильник и перемещают кабину на верхний крайний рабочий этаж. Затем отключают вводный рубильник и поднимают вилку до отключения контакта.

Измеряют расстояние от ближайшей бобышки до вилки 9 в месте прохождения через нее каната, это расстояние должно быть

равно Н2; можно допустить уменьшение расстояния от бобышки, но не более чем на 50 мм.

Ослабляют крепление бобышки и, перемещая ее вдоль каната вверх или вниз, регулируют расстояние, крепят бобышку на канате.

4. Проверяют действие конечного выключателя ВК-200Б. Включают вводный рубильник, устанавливают кабину в точной остановке нижнего крайнего рабочего этажа и отключают вводный рубильник.

Вручную с помощью штурвала перемещают кабину вниз до отключения контакта и далее вниз до упора; кабина должна добавочно переместиться на расстояние не менее 50 мм.

Регулируют положение бобышки, если добавочный ход кабины меньше указанных пределов. Аналогично проверяют и регулируют величину добавочного хода кабины, находящейся на верхнем крайнем рабочем этаже, при проверке конечного выключателя по направлению движения кабины вверх.

Включают вводный рубильник и производят пуск кабины в ход, вручную отключают конечный выключатель. При этом кабина должна остановиться. Конечный выключатель считается исправно действующим, если он выдержал указанную выше проверку.

Что такое контрольное положение выключателя

В последние 6-8 лет в России широко применяются элегазовые выключатели 110 кВ и выше как отечественного, так и зарубежного производства. В статье Кима Михайловича Добродеева рассмотрены некоторые особенности схем управления современных элегазовых выключателей и даны рекомендации по адаптации этих схем к автоматике управления выключателей, выполненной на традиционных отечественных принципах.

Элегазовые выключатели 110 кВ и выше

Некоторые особенности схем автоматики и управления

Ким Добродеев,
к.т.н., главный специалист института «Нижегородскэнергосетьпроект»,
г. Нижний Новгород

Одновременно с началом использования элегазовых выключателей происходило активное внедрение микропроцессорных (МП) устройств релейной защиты и автоматики (РЗА), в том числе и автоматики управления выключателей (АУВ). Автор данной статьи принимал участие в проектных работах и в разработке ряда отечественных МП устройств РЗА, выпускаемых НПП «ЭКРА», что позволяет остановиться на некоторых вопросах, возникавших при выполнении этих работ, и принятых решениях.

Блокировка от пульсации выключателя

В апреле-мае 1998 года на ПС Киндери Татарской энергосистемы устанавливался взамен воздушного выключателя 500 кВ первый из четырех элегазовых выключателей типа ELF SP 7-2 фирмы АВВ, имеющий пружинно-гидравлический привод. Особенность схемы управления этого выключателя заключается в том, что пофазные реле блокировки от многократных включений выключателя K13L A, B, C (см. рис.1), установленные в распределительном шкафу, имеют одну шунтовую обмотку и обеспечивают блокировку при любом включении выключателя, в том числе и в случае, когда привод «не садится на защелку». В фирменной документации назначение этих реле определено для блокировки от пульсаций (anti-pumping); в дальнейшем изложении данные реле будем называть выносными, имея в виду место их установки вблизи выключателя. Отмеченная особенность схемы управления в разных модификациях характерна для других элегазовых выключателей фирмы АВВ, а также для выключателей компаний Siemens, Alstom и AREVA.

Рис. 1 Упрощенная схема узла включения выключателя ELF SP7-2

SOA,B,C – вспомогательные контакты выключателя
S1LA,В,С – контакты гидропружинного привода
К12 – контакт реле-повторителя датчика давления элегаза
У1LA,В,С – электромагниты включения

В процессе пусконаладочных испытаний указанного выше выключателя, в существующей электромеханической схеме АУВ которого цепь включения выполнена трехфазной, выявилась необходимость включения в цепь обмотки реле положения «отключено» KQT последовательно соединенных размыкающих контактов реле блокировки от пульсаций и размыкающих вспомогательных контактов полюсов выключателя.

Дело в том, что при включенном положении выключателя и отсутствии цепочки из этих контактов образуется параметрическая цепь, состоящая из обмотки реле KQT и обмоток пофазных реле блокировки K13L А, В, С. Функционирование этой цепи зависит от параметров реле (сопротивления обмоток и напряжений срабатывания и возврата), при этом возможны следующие нештатные ситуации:

  • реле К13 не возвращаются в исходное положение и удерживают цепи электромагнитов включения разомкнутыми, что приводит к отказу включения выключателя при действии АПВ;
  • если в параметрической цепи реле KQT сработает, то оно выведет из действия сигнализацию неисправности цепей отключения на включенном выключателе.
Читать еще:  Автоматический выключатель защиты двигателя iskra

Для разрыва параметрической цепи при включенном положении выключателя в цепь реле KQT введены размыкающие вспомогательные контакты выключателя SO А, В, С.

При длительном удерживании ключа управления в положении «включить» и включении выключателя на короткое замыкание реле K13L A, B, C находятся в сработанном состоянии. При отключении выключателя от релейной защиты вспомогательные контакты возвращаются в исходное состояние и замыкают цепь реле KQT, при этом ситуация с параметрической цепью повторяется после возврата реле КСС. Для разрыва параметрической цепи в этом режиме, т.е. при отключенном выключателе, в цепь реле KQT введены размыкающие контакты реле блокировки от пульсации K13L А, В, С. При пофазных цепях включения размыкающие вспомогательные контакты выключателя и реле пульсации вводятся пополюсно в цепи обмотки реле KQT А, В, С.

Рассмотренные выше решения, разработанные совместно со специалистами ПС Киндери и ЦСРЗА ОАО «Татэнерго», нашли применение в схемах АУВ выключателей 110 кВ и выше в ряде других энергосистем.

Блокировка по давлению элегаза и запасу энергии привода

В выключателях фирмы АВВ технологическая автоматика, контролирующая давление элегаза и запас энергии привода, выполняется таким образом, что контактные выходы датчиков действуют независимо на блокировку управления по цепям электромагнитов включения (ЭМВ) – первых электромагнитов отключения (ЭМО1) и по цепям вторых электромагнитов отключения (ЭМО2). Это решение, которое следует выдвигать как типовое требование, обеспечивает возможность отключения выключателя при неисправности оперативного тока ЭМО1 или ЭМО2. Данное требование не выполняется в известных нам выключателях компании Siemens и в выключателе S1-145 фирмы AREVA, что вынуждает вносить необходимые изменения и дополнения в цепях АУВ при вводе этих выключателей в эксплуатацию.

Особо следует остановиться на схеме управления выключателя 500 кВ GL-317 фирмы AREVA. Автоматическое повторное и оперативное включение выключателя выполняется с помощью промежуточного реле, установленного в распределительном шкафу и действующего на ЭМВ трех полюсов. В этом же шкафу установлены девять промежуточных реле, предназначенных для контроля исправности каждого электромагнита управления в обоих положениях выключателя и подключенных к соответствующим цепям через резисторы.

Указанные особенности схемы управления затрудняют или исключают возможность применения электромеханической или микропроцессорной АУВ, выполненной по традиционным отечественным принципам. Кроме того, данная схема мониторинга имеет ограниченную зону: не контролируются цепи управления, начиная с пункта управления, и контакты реле блокировки по давлению элегаза на входе этих цепей в распределительном шкафу.

Удерживание сигналов управления и защита электромагнитов

Летом 1998 года автором статьи была выполнена работа «Терминал автоматики управления, АПВ и УРОВ выключателей 110-220 кВ. Техническое предложение. Анализ и обоснование». В ней были предложены следующие решения, нашедшие практическое применение.

АУВ с сериесным удерживанием

В отечественных схемах АУВ с электромеханическими (ЭМ) реле завершение начатых операций включения и отключения выключателя обеспечивается в общем случае с помощью промежуточных реле, сериесная обмотка которых включена в цепь соответствующего электромагнита управления (ЭМУ), а замыкающие контакты шунтируют контакты устройств РЗА в цепях управления.

Следствием данной схемы удерживания сигналов управления, которую можно назвать сериесной, является длительное протекание тока через ЭМУ при отказе привода выключателя, что может привести к повреждению электромагнитов. В выключателях с пофазным приводом повреждение ЭМУ предотвращается защитой от непереключения фаз (ЗНФ), которая вторым действием снимает «минус» с ЭМУ с помощью контакторов постоянного тока. В упомянутой работе было предложено контролировать длительность нахождения в состоянии после срабатывания указанных сериесных реле и при отказе привода действовать на отключение автоматических выключателей с дистанционным расцепителем, снимая оперативный ток с ЭМУ.

В конце 1998 года автором была разработана эскизная схема МП терминала АУВ выключателей 110-220 кВ, в которой контроль тока в ЭМУ осуществлялся с помощью оптоэлектронных входов, включенных на резистивные шунты в цепях соответствующих ЭМУ. Эти сигналы использовались в терминале для защиты ЭМУ от длительного протекания тока, а также для удерживания сигналов управления и реализации функции блокировки от пульсаций выключателя, выполненной по традиционному отечественному принципу, как в двухобмоточных реле KBS. Данные предложения впоследствии были реализованы НПП «ЭКРА» в МП терминалах БЭ2704 базовой версии 010, БЭ 2704 071 и в соответствующих шкафах ШЭ 2607.

АУВ с шунтовым удерживанием

Также был предложен вариант схемы, который в отличие от схемы АУВ с сериесным удерживанием сигналов управления осуществляет так называемое шунтовое удерживание.

Для этой цели устройства РЗА действуют одним контактом на ЭМУ, а другим – на специальные промежуточные реле, контакты которых шунтируют контакты РЗА в цепях управления и обеспечивают разрыв тока в ЭМУ при отказе привода. В качестве таких реле можно использовать, например, реле типа RXME1 (RXME18) фирмы АВВ и реле RG25 компании RELPOL. Первое из них обеспечивает при напряжении 220 кВ отключение тока 1 А каждым контактом при двухконтактном варианте, а второе – отключение тока до 2,5 А при индуктивной нагрузке (по данным ЗАО «РЕЛПОЛ-ЭЛТИМ»).

Если потребление ЭМУ существенно превышает возможности указанных реле, можно применить вместо них малогабаритные контакторы, собственное время отключения которых некритично, поскольку в МП терминалах РЗА можно обеспечить заданную длительность замкнутого состояния контактов выходных реле.

Применение шунтового удерживания предполагает, как правило, наличие выносного реле блокировки от пульсации выключателя. Шунтовое удерживание сигналов управления предотвращает возможность длительного протекания тока через ЭМУ при отказе привода и снимает необходимость их защиты в данном режиме. Исключение составляет режим с наложением отказа реле управления в форме сваривания контакта на отказ привода – если данный режим признать возможным, тогда необходимо выполнять защиту ЭМУ.

Кардинальным решением, исключающим необходимость защиты ЭМУ от длительного протекания тока, является выполнение электромагнитов с длительной термической стойкостью, в том числе с помощью специальных мероприятий.

Шунтовой принцип удерживания сигналов управления имеет очевидный недостаток, заключающийся в необходимости увеличения в два раза количества контактов выходных реле, действующих на включение и отключение выключателя. Этот недостаток может быть исключен в тех случаях, когда дополнительное замедление в 20 мс, вносимое упомянутыми выше реле, некритично. В этих случаях контактные выходы микропроцессорных устройств РЗА могут действовать непосредственно на данные реле, а те – на электромагниты управления.

Шунтовой принцип удерживания сигналов управления реализован институтом «Нижегородскэнергосетьпроект» в проекте реконструкции устройств РЗА ВЛ 500 кВ Вешкайма-Ключики со стороны ПС Ключики.

Наблюдаемость и управляемость выключателя
при неисправном МП терминале АУВ

Опыт разработки и проектирования МП устройств РЗА выявил два требования, которые необходимо выполнять в режиме с неисправным терминалом АУВ: управляемости и наблюдаемости выключателя. Первое требование реализуется с помощью промежуточных командных реле включения КСС и отключения КСТ, устанавливаемых в шкафах АУВ и действующих непосредственно на ЭМУ, а также на входы терминалов для реализации других функций АУВ. Прямое действие реле КСС на включение выключателя можно считать допустимым, если имеется выносное реле блокировки от пульсации. Очевидно, что устройства защиты данного присоединения должны действовать на отключение помимо терминала АУВ. Можно отметить также, что в рассматриваемом режиме не обеспечивается удерживание сигналов управления с сериесным принципом, если он реализован в терминале АУВ.

Наблюдаемость выключателя по лампам сигнализации положения обеспечивается в режиме с неисправным терминалом АУВ в том случае, если имеется внешнее двухпозиционное ЭМ реле фиксации сигналов управления KQQ. С этой целью данное реле (типа РЭП38Д) с соответствующей типовой схемой включения было предусмотрено в упомянутом выше проекте РЗА ВЛ 500 кВ Вешкайма-Ключики, в котором в качестве терминала АУВ, АПВ и УРОВ использовались терминалы типа REL 511 версии 2.3 фирмы АВВ. В этих терминалах были сконфигурированы все типовые узлы АУВ. Для выполнения функции реле KQQ и реле фиксации отключенного положения выключателя для целей противоаварийной автоматики использовались RS-триггеры с памятью.

Выводы

Схемы управления современных элегазовых выключателей должны обеспечивать:

© ЗАО «Новости Электротехники»
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector