Ремонт трубопроводов полимерными материалами
Санация полимерным чулком называется специальная технология ремонта трубопровода. Используя такую технологию, в трубопровод, который подлежит ремонту, вставляется специальный «чулок» из синтетического войлока. Этот «чулок» пропитан специальным композитным материалом. В итоге «чулок» из войлока твердеет и, внутри старого трубопровода формируется новая труба. Несущая способность новой сформировавшейся трубы совершенно не уменьшается, и по показателям сравнима с реконструируемой.
Благодаря такому методу, санация трубопроводов полимерным чулком происходит в кратчайшие сроки, ведь земляные работы в данном случае сведены к минимуму.
Полимерный чулок, применяемый в данной технологии восстановления трубопровода, еще называют «полимерный рукав». Санация полимерным рукавом позволяет восстанавливать трубопровод как со сквозными повреждениями, так и с частичным разрушением труб. Диаметры санируемого трубопровода от 100 мм до 1600 мм.
Преимущества восстановления трубопроводов полимерными рукавами:
- сокращение расходов (отсутствие необходимости демонтажа старого трубопровода, уменьшение затрат на проектирование и подготовительные работы);
- минимизация земляных работ;
- высокая коррозийность, абразивная стойкость и низкая шероховатость внутренней поверхности отвердевшего «чулка».
Получить подробную консультацию и сделать заказ можно по телефону (812) 313-29-30 или отправив запрос.
Читайте также: Курсы моториста ремонт двигателей
Комплекс работ по санации полимерным рукавом
Проведение комплекса работ по санации трубопровода полимерным рукавом происходит в следующей очередности:
- производится замер диаметра трубы, которая подлежит ремонту;
- изготовление и пошив полимерного «чулка»;
- перемещение материала и оборудования, необходимых при ремонте;
- на месте производства происходит пропитка материала;
- производится гидравлический расчет, установка шлангов различных диаметров и насосов разной производительности;
- для заглушки магистралей и коллекторов устанавливается пневмозапирающее устройство (диаметр 50-1600 мм);
- производится гидродинамическая промывка всей системы трубопровода;
- откачка илового осадка;
- теледиагностика трубопроводов установками TINY CS, IPEK;
- ввод рукава («чулка») в ремонтируемую трубу;
- наполнение «чулка» горячей водой, горячим паром или горячим воздухом);
- ожидание отвердения «чулка»;
- если водопроводная труба, то производятся торцевые технологические вырезы по диаметру, если канализация — технологические отверстия в смотровых колодцах;
- теледиагностика восстановленной трубы;
- сдача работ эксплуатирующим органам и надзорным организациям.
Преимущества санации методом чулка в компании «ГРАДИСС»
Главное преимущество компании «ГРАДИСС» является то, что без привлечения сторонних организаций и посредников, наше собственное производство, оборудование и техническое оснащение способны в минимальные сроки изготовить «чулок». Все расходные материалы, используемые при производстве «чулка», российского производства.
Композитный материал компании «ГРАДИСС» имеет все необходимые документы: протоколы испытаний, санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия.
В распоряжении нашей компании имеется специализированный мобильный пропиточный комплекс. Такой комплекс позволяет пропитывать рукав как на производстве, так и за его пределами. Производительность мобильного комплекса — 5 м.п. в минуту.
Благодаря этому, пропадают проблемы, которые могут быть связаны с удаленностью объекта от места производства, а также возможное превышение длины или веса материала.
Используемое оборудование для санации труб компании «ГРАДИСС»
Компания «ГРАДИСС» обладает собственным оборудованием для производства полимерных рукавов для санации трубопровода.
- Котельные установки «ГРАДИСС-1200» (мощность 1,2 МВт) и «ГРАДИСС-1500» (мощность 1,5 МВт).
- Мобильная установка прогрева «чулка» горячим воздухом «Master B70 CED».
- Паровая установка «Steamrator MHC-700»
Все специалисты компании «ГРАДИСС», включая линейных рабочих и операторов котельных установок, являются квалифицированными рабочими, что подтверждается специальными сертификатами и удостоверениями о прохождении квалификационных экзаменов.
ВСН 39-1.10-001-99 Инструкция по ремонту дефектных труб магистральных газопроводов полимерными композиционными материалами
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РЕМОНТУ ДЕФЕКТНЫХ ТРУБ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
ПОЛИМЕРНЫМИ КОМПОЗИЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Система нормативных документов в газовой промышленности
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РЕМОНТУ ДЕФЕКТНЫХ ТРУБ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
ПОЛИМЕРНЫМИ КОМПОЗИЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Производственным объединением
«Спецнефтегаз»
Всероссийский научно-исследовательский институт
природных газов и газовых технологий
(ВНИИГАЗ)
Информационно-рекламный центр газовой промышленности
РАЗРАБОТАН Производственным объединением «Спецнефтегаз», Всероссийским научно-исследовательским институтом природных газов и газовых технологий.
ВНЕСЕН Управлением проектирования и экспертизы ОАО «Газпром».
УТВЕРЖДЕН Членом Правления ОАО «Газпром» Б. В. Будзуляком 19 октября 1999 г.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ОАО «Газпром» от 15 февраля 2000 г. № 23 с 5 марта 2000 г.
СОГЛАСОВАН Федеральным горным и промышленным надзором России от 16 ноября 1999 г. № 10-03/724, Управлением по транспортировке газа и газового конденсата ОАО «Газпром».
1. Общие положения . 2
2. Применяемые композиционные материалы .. 3
3. Дефекты, допускаемые к ремонту композиционными материалами . 3
4. Определение допускаемых размеров ремонтируемых дефектов . 4
5. Организация ремонтных работ . 4
6. Технология проведения ремонта коррозионных дефектов . 5
7. Технология проведения ремонта дефектов сварных стыков и вмятин . 8
8. Техника безопасности . 8
9. Оформление технической документации . 9
Приложение 1. Акт на проведение восстановительных работ . 9
Приложение 2. Автоматизированное построение карты проведения восстановительного ремонта . 10
«Инструкция по ремонту дефектных труб магистральных газопроводов полимерными композиционными материалами» регламентирует производство ремонтно-восстановительных работ действующих трубопроводов с применением полимерных композиционных материалов без остановки транспорта продукта. В инструкции приведена классификация типов подлежащих ремонту дефектов, способы и технология безопасного восстановительного ремонта трубопроводов.
Методические рекомендации разработаны в Управлении диагностики и ремонта ПО «Спецнефтегаз» (к. т. н. Мирошниченко Б. И., к. т. н. Аладинский В. В., к. т. н. Мельников В. Л., к. т. н. Маханев В. О., Гердов М. Г.) и НТЦ «Ремонт газопроводов» ВНИИГАЗа (к. т. н. Велиюлин И. И., к. т. н. Решетников А. Д., к. т. н. Голенко Ю. В., к. т. н. Стебенев В. Н., Карамян С. А., Растворцева А. М.).
Система нормативных документов в газовой промышленности
Ведомственные строительные нормы
Инструкция
по ремонту дефектных труб магистральных газопроводов
полимерными композиционными материалами
Дата введения 2000-03-05
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Действие настоящей инструкции распространяется на ремонт полимерными композиционными материалами дефектных труб магистральных трубопроводов диаметром до 1420 мм включительно с рабочим давлением до 7,5 МПа, предназначенных для транспортировки природного газа, газоконденсата и других продуктов, не содержащих коррозионно-активных компонентов.
1.2. Настоящий нормативный документ определяет порядок, допуск и правила выполнения работ на магистральных трубопроводах при проведении ремонта коррозионных и механических повреждений труб, дефектов сварных стыков с использованием полимерных композиционных материалов (ПКМ).
1.3. Ремонт композиционными материалами осуществляется без остановки эксплуатации трубопровода при снижении рабочего давления.
1.4. Ремонт дефектных труб с использованием композиционных материалов должен обеспечивать восстановление несущей способности трубы в соответствии с требованиями нормативно-технических документов:
· СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы / Госстрой России. — М.: ГУП ЦПП, 1998;
· СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы / Госстрой России. — М.: ГУП ЦПП, 1998.
1.5. Данный нормативный документ разработан на основании продолжительного опыта производства работ по ремонту магистральных трубопроводов диаметром 1020-1420 мм композиционными материалами и в развитие действующих нормативных документов:
· Инструкции по ремонту дефектов действующих нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов с применением композиционных спиральных муфт. — М., ВНИИСТ-СКТ, 1998;
· Временного руководящего документа по проведению ремонтных работ с применением клея «Монолит» на объектах газовой промышленности. — М., ВНИИГАЗ, 1996;
· Руководящего документа по применению композиционных материалов фирмы «Диамант» для ремонтных работ на объектах нефтяной и газовой промышленности. — М., ОАО «Газпром», 1998.
1.6. Допускается использование новых полимерных композиционных материалов, прошедших межведомственные испытания по типовой методике ОАО «Газпром» от 11.03.99 г. и согласованных к применению в установленном порядке.
1.7. В зависимости от характера и размеров дефектов предусматривается применение трех вариантов использования ПКМ:
· ремонт заливным композиционным материалом;
· ремонт муфтовым композиционным материалом;
· комбинированный ремонт — сочетание заливного и муфтового композиционных материалов.
1.8. Инструкция регламентирует возможность установки муфт с зазором между смежными муфтами (на основе автоматизированных расчетов с использованием специализированной компьютерной программы), что позволяет производить восстановление несущей способности коррелированных труб на большой площади поражения. Расстояние между муфтами определяется в зависимости от свойств металла труб, прочностных характеристик применяемых композиционных материалов, параметров дефектов.
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. Для ремонта дефектов трубопроводов применяются два типа полимерных композиционных материалов: заливной и муфтовый. Заливной ПКМ используется для заполнения дефектов, связанных с потерей металла по толщине стенки трубы. Муфтовый ПКМ обеспечивает восстановление несущей способности труб с дефектами.
2.2. Заливные ПКМ: клей «Монолит» (ВНИИГАЗ) и молекулярметаллы фирмы «Диамант-Металлопластик» ГМбХ (Германия), показавшие при испытаниях и эксплуатации наилучшие адгезионные и прочностные характеристики.
2.3. Муфтовые ПКМ: гибкий анизотропный рулонированный стеклопластик (ГАРС), композиционная спиральная муфта (КСМ), углеродная однонаправленная лента (УОЛ-300-1).
2.4. Отечественные ПКМ изготавливаются и поставляются по следующим техническим условиям:
· ремонтный состав «Монолит+» — ТУ 2252-154-05786904-99;
· ГАРС — ТУ 2296-152-05786904-99;
· УОЛ — ТУ 1916-167-0576346-96;
· КСМ — ТУ 92-115-14-98.
2.7. Поставка ПКМ производится в соответствии с данными сертификатов качества завода-изготовителя.
2.8. Ширина муфтовой композиционной ленты составляет 300 ± 20 мм. Длина стандартных муфт рассчитана на восемь слоев намотки.
2.9. Заливной ПКМ применяется для дефектов небольшой площади (царапины, задиры, дефекты типа каверны, питтинговая коррозия).
3. ДЕФЕКТЫ, ДОПУСКАЕМЫЕ К РЕМОНТУ КОМПОЗИЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
3.1. Ремонт труб с применением полимерных композиционных материалов производится для следующих типов, дефектов:
· общая коррозия (наружная и внутренняя);
· задиры, царапины, сколы;
· вмятины глубиной до 5% диаметра трубы;
· дефекты кольцевых сварных стыков — смещение кромок до 30% толщины стенки трубы, утяжины до 20% толщины стенки трубы на длине до 1/12 периметра трубы;
· коррозионные дефекты на сварных стыках.
3.2. Не подлежат ремонту ПКМ следующие дефекты:
· вмятины в сочетании с дополнительным концентратором.
3.3. Перед проведением ремонта в обязательном порядке производится обследование локальной зоны дефекта с помощью неразрушающих методов контроля для выявления трещин.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ РАЗМЕРОВ РЕМОНТИРУЕМЫХ ДЕФЕКТОВ
4.1. Метод ремонта, обеспечивающий восстановление несущей способности ремонтируемых труб в соответствии с СНиП 2.05.06-85*, и допускаемые к производству ремонта дефекты определяются по табл. 1 (в формулах для допускаемых размеров дефектов: R — радиус трубы в мм, d — толщина стенки трубы в мм) или с применением специализированной компьютерной программой автоматизированного расчета «Гриф-2».
Табл. 1. Размеры дефектов, допускаемых к ремонту композиционными материалами
Ремонт трубопроводов полимерными композитными материалами
Ремонт трубопроводов полимерными композитными материалами
Полимерные композитные материалы (ПКМ) для ответственных конструкционных и ремонтных целей применяются в различных отраслях промышленнсти Германии с середины 30-х годов, в США — с начала 50-х, а в нашей стране в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности — с начала 60-х годов.
Исходя из ряда существенных преимуществ соединений металлов композитными материалами перед другими способами при массовых ремонтах, в начале 70-х годов была создана отечественная научно-обоснованная технология ремонта металлоконструкций длительно работающих в углеводородных и водных средах.
П о этой технологии, получившей название «холодная сварка», на нефтеперерабатывающих заводах ремонтировались аварийные участки подземных газопроводов диаметром 100 мм с рабочим давлением до 20 кг/см2 и нефтепроводы диаметром до 200 мм. Устранялись крупные свищи и большие трещины на трубопроводах работающих под давлением более 16 кг/см2. Ремонт трубопроводов, работающих под давлением 6-7 кг/см2 производился без прекращения подачи жидкости или газа. На нефтяных промыслах в Татарии был восстановлен большой парк резервуаров объемом 2000 и 5000 куб.м. Восстанавливалась герметичность запорной арматуры.
Однако, полимерные композитные материалы и ремонтные конструкции на их основе, специально аттестованные для применения в нефтяной и газовой отраслях, в то время в промышленном масштабе не выпускались.
В связи с этим специалистами ООО «Газнадзор» ОАО «ГАЗПРОМ» были организованы исследования ряда полимерных композитных м атериалов отечественных и ведущих мировых производителей. Материалы и ремонтные конструкции на их основе испытаны в лабораторных и полигонных условиях. Отремонтировано более 200 шаровых кранов без вырезки на «гитаре» компрессорных станций и в условиях мастерских 000 «Сургутгазпром». В 000 «Самаратрансгаз» проведен ремонт дефектного участка магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород диаметром 1420 мм с рабочим давлением 75 атм. без остановки его работы. Были проведены ремонтные работы на газопроводах в Пермтрансгаз, Уралтрансгаз, Мострансгаз, Таттрансгаз, Севергазпром и др.
В ходе работы совместно с ведущими отечественными институтами и организациями разработаны ремонтные металлополимерные композитные материалы и конструкционные композитные адгезивы специально для ремонтов в газовой и нефтяной промышленности, которые по физико-механическим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам. Материалы сертифицированы и организовано их промышленное производство.
С учетом особенностей газовой и нефтяной отраслей, совместно с ВНИИСТ и рядом специализированных НИИ проведены экспериментальные исследования и полигонные испытания прочности ремонтных конструкций с применением полимерных композитов. Выявлен гарантийный срок их эксплуатации не менее 10 лет, а при применении определенных методов ремонта — до 20 и более лет.
Подготовлены специалисты по применению технологии «холодной сварки» с использованием полимерных композитных материалов.
На основании результатов исследований и опытно-промышленных ремонтов, а также отечественного и зарубежного опыта были разработаны руководящие документы (РД) по применению специально выбранных марок композитных материалов для ремонтных работ на объектах нефтяной и газовой промышленности, а также по оценке несущей способности трубопроводов диаметром 530 — 1420 мм, отремонтированных ПКМ. Эти документы утверждены руководством ОАО «ГАЗПРОМ», согласованы Госгортехнадзором РФ и являются нормативно-техническими документами, дающими право использовать указанные композитные материалы и ремонтные конструкции на их основе для ремонта магистральных, промысловых и технологических газо — и нефтепроводов, газового и нефтяного оборудования, резервуаров, машин и механизмов.
Технология ремонта дефектов трубопроводов типа коррозионной потери металла до определенной остаточной толщины стенки трубы с применением композитных материалов основана на локальном нанесении композита на площадь дефекта с последующим армированием, что позволяет достигнуть высоких экономических показателей, существенно с низить временные затраты на проведение ремонта, исключает применение сварочных работ. На сегодняшний день данная технология является самой прогрессивной, оперативной, высокоэкономичной и экологически чистой.
Ремонт дефектных участков трубопроводов полимерными композитными материалами (ПКМ) с применением ремонтных конструкций на их основе позволяет восстановить несущую способность отремонтированного трубопровода до бездефектного уровня на все время гарантийной эксплуатации.
Применение технологии «холодной сварки» для ремонта магистральных, промысловых и технологических трубопроводов не исключает традиционную технологию ремонта с вырезкой дефекта, но в состоянии свести ее применение к технически и экономически обоснованным минимальным случаям. При этом метод ремонта сплошной заваркой коррозионных дефектов, создающий дополнительные нежелательные напряжения, исключается полностью.
Таким образом, применение нетрадиционных технологий как повышает эффективность аварийного и капитального ремонтов, так и позволяет увеличить объем выборочного ремонта всех видов опасных дефектов, выявленных в результате внутритрубной диагностики. Ремонт производится без остановки эксплуатации газо- и нефтепроводов.
Для восстановления насосов различных типов, в том числе рабочих колес центробежных насосов, двигателей внутреннего сгорания и другого оборудования могут применяться композитные материалы, рекомендованные для ремонта трубопроводов.
Методика ремонта трубопровода с применением полимерных композитных материалов
По данным внутритрубной диагностики строится карта дефектов, на основании которой, пользуясь «Дополнением к РД 39-1.10-013-2000 (оценка несущей способности трубопроводов диаметром 530 — 1420 мм, отремонтированных с применением композитных материалов)», производится классификация дефектов и рассчитывается необходимое количество полимерных композитных материалов для проведения ремонта (например количество слоев ленты).
Трубопровод в месте проведения ремонта (дефектной части) очищается от старой изоляции механическим методом, пескоструится или очищается химическим методом, а так же обезжиривается. После чего дефект заполняется ремонтной пастой и выравнивается. Следующим этапом накладывается расчетное количество витков стеклопластиковой ленты с нанесением клея между ее слоями. Конструкция на время отвержения адгезива фиксируется хомутами. После отвержения поверх ремонтной конструкции наносится антикоррозионная изоляция или термоусадочная муфта. Все ремонты актируются.
В случае проведения экстренного ремонта трубопровода, когда нет возможности произвести расчеты, предлагается использовать стандартный комплект, состоящий из 8-слойной ленты рулонированного стеклопластика на определенный диаметр трубы, включающий расчетное количество пасты и клея, а так же вспомогательные материалы. Дело в том, что при установке 8-слойной конструкции на дефект (при любом размере дефекта, подлежащего ремонту) данный участок гарантированно приобретет прочность восстанавливающую несущую способность трубопровода.
Сформированная ремонтная конструкция
Рис.1. 1- Тело трубы; 2 — Предварительно проработанный и заполненный ремонтным металлополимерным материалом локальный дефект на теле трубы; 3 — Сформированная ремонтная конструкция из n-ого количества витков стеклополимерной композитной ленты.
Ремонтная конструкция формируется из стандартного ремонтного комплекта ГАРС, которая состоит из:
ремонтного металлополимерного материала — пасты, предназначенного для восстановления потери металла и геометрии стенки трубы, подлежащей ремонту, с целью перераспределения концентрации напряжений и препятствия дальнейшему росту дефектов;
армирующей стеклополимерной композитной ленты из гибкого анизотропного рулонированного стеклопластика, имеющего вторичную матричную память;
композитного конструкционного адгезива — клея, предназначенного для соединения слоев ленты при формировании ремонтной конструкции;
набора вспомогательных приспособлений для установки конструкции.
Дефекты подлежащие ремонту
Ремонту подлежат следующие виды дефектов (ВСН 39-1.10-001-99):
Общая коррозия (потеря металла);
Задиры, царапины, сколы;
Вмятины глубиной до 5% диаметра трубы;
Дефекты кольцевых сварных стыков — смещение кромок до 30% толщины стенки трубы, утяжины до 20% толщины стенки трубы на длине до 1/12 периметра трубы.
Продукция
Для проведения ремонтов на магистральных газо- нефтепроводах выпускаются ремонтные комплекты ГАРС.
Стандартный набор состоит из:
Расчетного количества полимерной ленты для формирования ремонтной муфты;
Расчетного количества ремонтной пасты для заполнения дефекта;
Расчетного количества клея для склеивания витков полимерной ленты;
Необходимого вспомогательного набора материалов для формирования ремонтной муфты.
Весь комплект упаковывается в одну коробку. Выпускаются комплекты для всех типоразмеров труб, начиная от 159 мм до 1400 мм. Ширина ленты может варьироваться от 100 до 800 мм.
Типовое обозначение комплекта:
Ремонтный комплект ГАРС 1420х300
1420 — диаметр ремонтируемой трубы;
300 — ширина полимерной ленты.
Для натяжения ленты, после формирования ремонтной муфты на трубе предлагаются к поставке специальные натяжители.
Все материалы сертифицированы, имеют разрешение Гостехнадзора РФ и Республики Казахстан.
Изолировочное оборудование
Машины изолировочные ручные (серия «МИРТ»)
Машина изолировочная ручная трубная («МИРТ») предназначена для нанесения полимерных лент типа «Полилен», термоусаживающихся лент типа «Терма», мастично-битумных лент типа «ЛИАМ» и оберток на наружную поверхность магистральных трубопроводов при их переизоляции и выборочном ремонте изоляции в трассовых условиях. Изолировочные работы с помощью этих устройств производятся бригадой в составе четырех человек. Техническая характеристика серии устройств приведена в таблице.
У стройство представляет собой кольцевую разъёмную конструкцию, состоящую из двух частей (рам). Рамы соединяются между собой шарнирами и замком и имеют дугообразные ручки, равномерно расположенные по окружности. На рамах закреплены три пары обрезиненных роликов, которые являются одновременно опорными и прикаточными. Пары роликов подпружинены и размещены по окружности под углом 120?. Две пары роликов закреплены непосредственно на раме, а остальные два ролика закреплены на рычагах, имеющих общий вал и подпружинены. Каждый ролик развёрнут (с возможностью регулировки) на угол, обеспечивающий спиральное перемещение установки по трубе с шагом
200 мм и нахлест лент не менее 30 мм.
Устройство имеет узлы крепления рулонов изолирующей и оберточной лент, обеспечивающие разворот рулонов относительно оси трубы и их подтормаживание, а также узел сматывания разделительной ленты.
Разработка защищена свидетельством на полезную модель № 1703 «Устройство для нанесения полимерного покрытия на трубы большого диаметра». Разработчик: ООО «Уралтрансгаз».
Условное обозначение машины изолировочной ручной трубной для трубопровода с условным наружным диаметром 1400 мм: «МИРТ-1400».
1 рулон ЛИАМ: вес 50 кг. длина в рулоне 60 м. толщина мастичного слоя 1,5 мм.
1 рулон лента ДРЛ-Л:
0,8 — вес 40 кг. длина в рулоне 160 м.
1,2 — вес 43 кг. длина — 140 м.
При намотке ленты ДРЛ-Л или любой другой ленты на мастике Асмол, из-за увеличения диаметра на 6 мм, возрастает расход обертки на:
5,2 % на трубу диаметром 114 мм;
2,7 % на трубу диаметром 219 мм;
1,4 % на трубу диаметром 426 мм;
0,8 % на трубу диаметром 720 мм;
0,4 % на трубу диаметром 1220 мм.
1 рулон ЛИАМ: вес 50 кг. длина в рулоне 60 м. толщина мастичного слоя 1,5 мм.
1 рулон лента ДРЛ-Л:
0,8 — вес 40 кг. длина в рулоне 160 м.
1,2 — вес 43 кг. длина — 140 м.
Техническая характеристика серии устройств «МИРТ»
Источник https://kremonty.ru/remont-truboprovodov-polimernymi-materialami/